По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82-93 DOI:10.33920/nik-01-2002-04

Гуманистические тенденции советской и современной отечественной детской литературы (лингвокультурологический анализ)

Жигалов Александр Владимирович ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», Россия, 443010, Самара, ул. Фрунзе, д. 167, e-mail: fi x19751@mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0001-5729-8790

В статье рассматривается влияние культурного кода, содержащегося в литературном тексте, на психику и поведение индивида. Проводится лингвокультурологический анализ российского национального культурного кода, содержащегося в детской литературе. Используя терминологию марксизма, автор сопоставляет культурный код социалистической парадигмы Советского государства с культурным кодом капиталистической парадигмы современной России.

Литература:

1. Барановский М.А. Собачий вальс [Текст] / М.А. Барановский. — М.: Клевер-МедиаГрупп, 2013. — 192 с.

2. Носов Н.Н. Фантазеры [Текст] / Н.Н. Носов. — М.: Детская литература, 1978. — 221 с.

3. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.А. Маслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

4. Общая психология [Текст] / Учебник. — М.: ГАРДАРИКИ, 2002. — 232 с.

5. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. — М.: РОССПЭН, 2004. — 960 с.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. — М.: Республика, 1994. — 447 с.

Статья поступила 08.12.2019

В начале статьи автор считает необходимым сделать некоторые замечания. В качестве объекта лингвокультурологического исследования взяты две художественные книги для детей начального школьного возраста, приблизительно одного жанрового направления, написанные мужчинами. Автор считает, что сравнивать творчество писателя-мужчины и писателя-женщины будет не совсем корректно. Первая книга — сборник рассказов Николая Носова «Фантазеры» 1978 года издания. Рассказы были написаны с 1938-го по 1958 г. Вторая книга — «Собачий вальс» Михаила Барановского, написанная и увидевшая свет в 2013 г.

Известно, что в советский период читающих людей, в том числе детей, было больше. Сегодня успешно конкурируют с книгой за детское внимание телевидение, мультимедиа и видео. Автор статьи провел неофициальный опрос в детской библиотеке и выяснил следующее: читающие дети берут как современную литературу, так и произведения дореволюционной и советской классики. Большую заинтересованность проявляют к комиксам и детской фантастике. Если дети советского периода читали рассказы о Ленине, Великой Октябрьской социалистической революции, героях Гражданской и Отечественной войн, пионерии, то для сегодняшнего подрастающего поколения данные темы не являются представляющими интерес.

Таким образом, сделать среднестатистический вывод о реальном влиянии на психику современных детей посредством художественной литературы, написанной сегодня, мы не вправе. Но мы можем сделать некоторые предположения о том, какой культурный код, культурный посыл писатели разного временного периода и противоположных социально-экономических формаций стремились заложить в детские умы.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу текста, необходимо выполнить теоретическое обоснование данной процедуры.

Чем является слово для культуры? Согласно теории Лесли Уайта «именно использование способности к символизации (основным выражением которой является вербальное общение. — А.Ж.) и привело к возникновению культуры, и именно использование символов приводит к тому, что культура может себя продолжать. Без символа не было бы культуры, а человек был бы просто животным, а не человеческим существом» [5, с. 45].

Для Цитирования:
Жигалов Александр Владимирович, Гуманистические тенденции советской и современной отечественной детской литературы (лингвокультурологический анализ). Вопросы культурологии. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: