Совсем недавно — в конце прошлого года — тема повышения пенсионного возраста звучала очень отдаленно. Чиновники высшего ранга уклончиво заявляли: «Вопрос заслуживает всестороннего анализа», «Речь идет только об обсуждении на экспертных площадках».
Более того, граждане могли успокоиться и фразами «продолжительность жизни в России еще не достигла достаточного уровня».
Затем миновали главные выборы, возникло таинственное затишье.
И после гроссмейстерской паузы, в день открытия долгожданного чемпионата мира по футболу, разом выяснилось: тянуть дальше нельзя, и решение уже принято. Сомневаться в правильности новых возрастных мерок, конечно же, неприлично. Тем более негоже было омрачать глобальный спортивный праздник какими-то собраниями или митингами. Протестный голос профсоюзов в новостных блоках не прозвучал. Вместо этого в телеэфире вдруг стали выходить сюжеты о радостных гражданах в возрасте, которые находят в труде истинное наслаждение. А те самые упитанные эксперты убедительно добавляли: в последнее время россияне в среднем живут уже долго.
Искажение реальности в том, что при проведении простого опроса граждане в подавляющем большинстве высказались бы категорически против пенсионной реформы. Но представители народа в законодательных и исполнительных органах власти отчитываются по плану: правильное решение, все во благо. Позитивный упор в аргументах делается на будущем ускоренном росте пенсий — примерно на 6–7 % в год (такие незначительные факты, как подорожание бензина за год на 12 %, закрываются на замочек).
Принципиально важный вопрос: нужно ли было принимать сложное, изначально непопулярное решение? Безусловно, да!
Без всякой иронии необходимо принять данность: профессионалов в стране действительно очень не хватает, а многие опытные работники и в возрасте далеко за 60 могут дать фору нынешним молодым неучам.
Дело в другом — в умении и желании грамотно выстраивать общение с людьми, заранее и последовательно доводить до них логичные выводы. Готовить серию видео- и печатных материалов о трудовом долголетии нужно было давно, спокойно разъясняя позицию государства и его упреждающие меры в плане защиты возрастных работников.