Статья поступила 14.01.2021
Как отмечается в литературе [1], в современной России термин «гражданский персонал» был закреплен приказом Минобороны России от 23.02.1996 № 85 «О мерах по укреплению в Вооруженных силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях»1.
В данном документе шла речь о проведенных Управлением труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных сил РФ проверках по соблюдению законодательства РФ о труде относительно лиц, работающих по трудовому договору. Проверками было установлено, что в условиях существенного изменения в последние годы трудового законодательства РФ, форм и систем оплаты труда и острого дефицита бюджетных ассигнований на содержание Вооруженных сил РФ во многих органах управления, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России2 не принимались действенные меры по неукоснительному соблюдению законности в трудовых отношениях, жесткой экономии денежных средств, правильному использованию фондов заработной платы и материального стимулирования, обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Ведь, помимо причинения государству материального ущерба, подобные факты подрывали престиж честного и добросовестного труда и наносили урон нравственному воспитанию лиц гражданского персонала.
Тем самым было обращено пристальное внимание на необходимость соблюдения действующего законодательства по регулированию труда лиц, не являющихся военнослужащими, но работающими в воинских частях по трудовому договору.
Хотя в законодательстве РФ отсутствует определение понятия «гражданский персонал» (соответственно, «лица гражданского персонала»), этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность лиц, работающих в организациях Вооруженных сил РФ, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.