Создание устойчиво развивающегося аграрного сектора, способного гарантировать продовольственную безопасность и экономическую независимость страны, является жизненно важной задачей. Российская Федерация располагает огромным потенциалом для развития сельского хозяйства: на ее территории находятся около 10 % всех сельхозугодий, в том числе 50 — черноземов, более 20 % мирового запаса пресной воды.
Динамично в стране увеличиваются объемы производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Так, в 2016 г. их стоимость оценивалась в 238,575 млрд руб., что на 5 % превышает уровень 2015 г. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из России в 2016 г. вырос на 4 % по сравнению с 2015 г. и составил 17 млрд долл. Основным экспортным товаром стали зерновые культуры (35 % в объеме агроэкспорта), а также подсолнечное масло [2, 6]. В государствах с развитым агробизнесом также ежегодно наращиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции, в результате растет конкуренция на агропродовольственных рынках.
Доля России в мировом производстве основных продовольственных продуктов в 2015 г. составила (%) по зерну — 3,7, картофелю — 8,2, мясу скота и птицы (в убойном весе) — 2,7, молоку — 4,4.
В условиях экономических санкций и агроэмбарго сельское хозяйство является одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей реального сектора экономики России. Это стимулирует производителей уделять пристальное внимание разработке стратегий развития своего бизнеса, а также диверсифицировать его на инновационно-альтернативной основе. Важная роль отводится грамотному бизнес-планированию, позволяющему предпринимателю поэтапно рассматривать производство своей продукции, оценивать перспективы ее прибыльной реализации и нивелировать возможные негативные последствия ведения бизнеса. Поэтому актуальным остается вопрос стимулирования развития субъектов малого агробизнеса путем оказания государственной поддержки, в том числе на грантовой основе [5].