По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Готовность энергетики к внедрению электротранспорта

Сергей Антонов генеральный директор компании Golden Motor Russia

Последние годы ускорился тренд на производство электромобилей в мире. Многие автогиганты перестали развивать технологию двигателя внутреннего сгорания и сосредоточились на электромоторах. Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают в Европе. Например, в Норвегии в настоящее время электрокары продаются в больших объемах, чем обычные автомобили, а общие государственные вложения по развитию «зеленого» транспорта достигли 5 миллиардов долларов. Консорциум Daimler, BMW, Ford и VW создали компанию Ionity, задача которой — покрыть Европу сетью зарядных станций, чтобы расстояние между ними было не более 120 км. Многие страны уже анонсировали запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в период 2025–2030 годов. Весь этот комплекс мер подстегивает перевод автомобилей, использующих лимитированное, ископаемое топливо на электричество. Но, что же сдерживает рост продаж электромобилей в России?

Во-первых, дороговизна электрокаров, по сравнению с привычными автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В нашей стране основную массу электромобилей составляют модели вторичного рынка, стоящие в 2–3 раза дешевле новых.

Во-вторых, отсутствие зарядной инфраструктуры. То, что имеется не достаточно для поездок даже между крупными городами. Решить проблему в Европе планирует компания Ionity, а в России зарядные станции строятся разрозненно, небольшими игроками и нет генерального плана по развитию сети. Пока же владельцы электрокаров ограничиваются медленной зарядкой у себя в гараже, что для ежедневных поездок по городу достаточно. Тут получается дилемма по аналогии с классическим — «курица или яйцо». Что первично: «зарядная инфраструктура или электрокары»? В нашем случае — важно все! Нет зарядок — нет автомобилей, нет электрокаров — нет зарядок.

Поподробнее разберем вторую проблему — отсутствие развитой зарядной инфраструктуры, и самое главное — требуемых мощностей для зарядки всего планируемого автопарка. В России, по данным исследования «Автостата», на начало 2019 г. насчитывалось всего 3,6 тыс. электромобилей. Для сравнения: на отечественных дорогах колесят около 43,5 млн ед. легковых авто на бензиновом и дизельном топливе. Если в среднем один электромобиль потребляет при зарядке 3–4 кВт за 10 ч, то в случае перевода всех авто с ДВС на электротягу, то потребуются электрические мощности в три раза превышающие существующие, и это без учета бытового и промышленного потребления электроэнергии! То есть, ни о каком массовом переходе на электромобили в текущей ситуации не может быть и речи.

В первую очередь требуется нарастить производственно-распределительную сеть до требуемых параметров (либо это делать хотя бы параллельно), а уже только потом приступать к массовому переходу на электрические автомобили. Необходимо также упрощать и делать доступным автономное производство электроэнергии (ветро-, гидро- и солнечная энергетика и т.п.).

Для Цитирования:
Сергей Антонов, Готовность энергетики к внедрению электротранспорта. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала