Государственный музей палехского искусства был основан при советской власти, 8 мая 1934 года. Первые несколько месяцев своей работы он носил название «Музей древней живописи», пока в ноябре того же года его название не было изменено на современное. Торжественное открытие музея состоялось позже, 13 марта 1935 года, оно было приурочено к празднованию 10-летнего юбилея «Артели древней живописи». Именно эта дата сегодня официально является днем рождения музея.
Музей является одной из главных достопримечательностей села Палех, он выступает своего рода проводником между палехской культурой и огромным интересом туристов, приезжающих в поселок (статус поселка городского типа Палех получил в 1947 году) для знакомства с палехским искусством. На сегодняшний день в фондах музея хранится более 14 тыс. экспонатов. Музей включает в себя шесть независимых отделов: Музей-мастерскую Н.В. Дыдыкина, Музей лаковой миниатюры, Дом-музей Н.М. Зиновьева, Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей И.И. Голикова, экспозиционно-выставочный центр.
Палех — это настоящая народная академия. Основа палехского искусства — в традиции множества иконописных школ. Палехскую иконопись отличают сдержанная цветовая гамма, тонкость письма и плавные, тонкие линии. Орнамент и одежды святых на иконах расписаны золотом, олицетворяющим свет, символизирующий прообраз божественной благодати. Своего расцвета палехский стиль иконописи достиг к XVIII–XIX векам.
Считается, что первые иконописцы в Палехе селились вдали от больших дорог, вдоль речки Палешки, подарившей название селу. Они жили обособленно, в окружении лесов, из поколения в поколение передавая свои живописные традиции. Молва о палехских мастерах добралась до Москвы лишь к середине XVII века, после чего палешан стали приглашать в Москву. Росписью палехских мастеров украшены Московский Кремль, Новодевичий монастырь, Троице-Сергиева лавра.
Жизнь палехских иконописцев изменила Октябрьская революция. Библейские образы оказались под запретом, и художникам пришлось искать другие темы для своих работ. Но палехский стиль не был утрачен, местные мастера стали использовать свои народные техники для росписи шкатулок из папье-маше, ларцов, подносов. На смену библейским сюжетам пришли сюжеты из народных сказок, картинки деревенского быта, пейзажи, жанровые сценки.