Обеспечение безопасности граждан и организаций — одна из важнейших функций государства. Согласно Закону РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 21.04.2025) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнительными элементами системы безопасности являются именно эти виды деятельности, которые помогают государству в поддержании общественного порядка, защите имущества и расследовании преступлений [3]. Однако в силу специфики и рисков, связанных с данной деятельностью, она требует строгого государственного контроля.
Рассмотрен современный этап развития общества, именно он характеризуется активным внедрением цифровых технологий и искусственного интеллекта, благодаря чему меняются методы организации охранных структур и детективов, а также совершенствуются инструменты контроля и надзора за их деятельностью. Государственный контроль является комплексом мер, направленных на обеспечение законности в деятельности частных охранных предприятий и детективов — субъектов, охраняющих права, интересы граждан и организаций [6; 18, с. 115-132].
Основные задачи контроля включают в себя:
• проверку соответствия деятельности законодательству и нормативным актам;
• лицензирование и переоформление разрешительных документов;
• контроль за выполнением обязательных требований к обучению, оснащению и техническому обеспечению;
• выявление и пресечение нарушений, злоупотреблений и противоправных действий;
• обеспечение безопасности и защиты информации;
• формирование доверия общества к частным охранным структурам [17, с. 45-60; 19, с. 50-65].
Также предусмотрена плановая проверка контроля наличия, хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств. Она производится в порядке, установленном российским законодательством об обороте оружия и спецсредств. Важно выделить, что данная проверка может проводиться не чаще одного раза в три года [6]. Для выполнения данных задач государственные органы (например, МВД, Росгвардия в России) проводят плановые и внеплановые проверки, анализируют поступающую информацию, рассматривают жалобы клиентов и граждан.