По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9

Государственный контроль за частной детективной и охранной деятельностью: современные цифровые технологии мониторинга

Е.В. Селихова студент 2 курса факультета «Юридический», Донского государственного технического университета, Ростов-на-Дону
Е.Н. Приймак кандидат психологических наук, ст.преподаватель кафедры «Теория и история государства и права» Донского государственного технического университета, Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются современные цифровые технологии, способные повысить эффективность государственного контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Анализируются системные недостатки традиционных методов контроля, такие как отсутствие оперативного выявления нарушений и слабый мониторинг цифровой активности. Предлагается интеграция технологий анализа больших данных для предиктивного выявления правонарушений, блокчейн-решений для прозрачной верификации лицензий и документооборота, а также искусственного интеллекта для мониторинга онлайн-активности и предотвращения киберугроз. Обсуждаются правовые и организационные механизмы внедрения данных цифровых платформ, включающие регламентацию доступа к данным и обучение персонала. Внедрение указанных цифровых инструментов направлено на повышение прозрачности, оперативности и надежности государственного контроля, что способствует укреплению безопасности и снижению рисков злоупотреблений в сфере частной охранной и детективной деятельности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32.

3. Федеральный закон РФ от 11.03.1992 (в ред. от 21.04.2025) № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. — 1992.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. 2024).

5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. 2024).

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства РФ от 01.02.2024 № 56 «Об утверждении порядка государственного контроля за частной охранной деятельностью».

8. Приказ Минюста РФ от 15.03.2024 № 115 «Об использовании цифровых технологий в мониторинге частной охранной деятельности».

9. Алексеева М.В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 61-67

10. Белов К.В. Информационные технологии и правоохранительные функции частных охранников // Электронное право. 2024. № 4. С. 88-101.

11. Васильева Т.К. Перспективы государственного мониторинга частных услуг безопасности // Управление безопасностью. 2024. № 1. С. 10-27.

12. Воронова Т.Н. Риски и возможности применения ИИ в контроле охранной деятельности // Журнал инноваций в праве. 2024. № 2. С. 41-54.

13. Григорьев К.М. Нормативное регулирование цифрового мониторинга частных детективов // Право и технологии. 2024. №1. С. 60-73.

14. Дмитриев Н.А. Механизмы государственного контроля с помощью цифровых технологий // Журнал публичного права. 2024. № 1. С. 26-39.

15. Егорова М.С. Современные вызовы цифровизации в частной безопасности // Вестник информационной безопасности. 2024. № 3. С. 45-58

16. Захаров Д.В. Перспективы развития цифровых сервисов госмониторинга в охране // Информационные решения. 2024. № 3. С. 37-50.

17. Иванов С.В. Цифровой мониторинг в частной охранной деятельности: правовые аспекты // Право и безопасность. 2024. № 1. С. 45-60.

18. Кузнецова Л.Д. Государственный надзор и цифровизация охранной деятельности: опыт России // Безопасность и технологии: сборник науч. трудов. Москва, 2024. С. 115-132.

19. Миронов Д.В. Правовые аспекты применения цифровых технологий в контроле частных охранников и детективов // Вестник юридических исследований. 2024. № 4. С. 50-65.

20. Никитина И.П. Защита персональных данных в цифровых системах частной охраны // Вестник права. 2024. № 4. С. 58-70.

21. Петрова А.Н. Технологии видеонаблюдения и контроля в частных охранных структурах // Электронный вестник безопасности. 2024. Т.12, № 2. С. 23-38.

22. Сергеев В.М. Использование ИИ и больших данных в контроле частных детективных агентств // Информационные технологии и право. 2024. № 3. С. 78-91.

23. Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Информационное право: учебник для бакалавриата и студентов вузов / М.Б. Смоленский, М.В. Алексеева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — С. 218-221.

24. Конюшкина, Ю.А. Проблемы законодательства о частной детективной деятельности в Российской Федерации. — Москва: Юрист, 2024

Обеспечение безопасности граждан и организаций — одна из важнейших функций государства. Согласно Закону РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 21.04.2025) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнительными элементами системы безопасности являются именно эти виды деятельности, которые помогают государству в поддержании общественного порядка, защите имущества и расследовании преступлений [3]. Однако в силу специфики и рисков, связанных с данной деятельностью, она требует строгого государственного контроля.

Рассмотрен современный этап развития общества, именно он характеризуется активным внедрением цифровых технологий и искусственного интеллекта, благодаря чему меняются методы организации охранных структур и детективов, а также совершенствуются инструменты контроля и надзора за их деятельностью. Государственный контроль является комплексом мер, направленных на обеспечение законности в деятельности частных охранных предприятий и детективов — субъектов, охраняющих права, интересы граждан и организаций [6; 18, с. 115-132].

Основные задачи контроля включают в себя:

• проверку соответствия деятельности законодательству и нормативным актам;

• лицензирование и переоформление разрешительных документов;

• контроль за выполнением обязательных требований к обучению, оснащению и техническому обеспечению;

• выявление и пресечение нарушений, злоупотреблений и противоправных действий;

• обеспечение безопасности и защиты информации;

• формирование доверия общества к частным охранным структурам [17, с. 45-60; 19, с. 50-65].

Также предусмотрена плановая проверка контроля наличия, хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств. Она производится в порядке, установленном российским законодательством об обороте оружия и спецсредств. Важно выделить, что данная проверка может проводиться не чаще одного раза в три года [6]. Для выполнения данных задач государственные органы (например, МВД, Росгвардия в России) проводят плановые и внеплановые проверки, анализируют поступающую информацию, рассматривают жалобы клиентов и граждан.

Для Цитирования:
Е.В. Селихова, Е.Н. Приймак, Государственный контроль за частной детективной и охранной деятельностью: современные цифровые технологии мониторинга. Юрист ВУЗа. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: