Дата поступления рукописи в редакцию: 05.02.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 29.02.2024.
В основе современной системы экономической статистики лежит система национальных счетов (СНС). Одним из уровней или срезов СНС является разбивка экономики на институциональные единицы и секторы. Секторы — это домашние хозяйства и обслуживающие их некоммерческие организации, финансовые, нефинансовые корпорации, органы государственного управления (ОГУ) и остальной мир. Такая же разбивка принята и в системе статистики государственных финансов (СГФ). Все отражаемые в СГФ данные представляют собой либо запасы, либо потоки. Долг — это запас обязательств перед кредиторами на дату наблюдения (статика), а поток — заимствование, т. е. разность между долгом на текущую и предыдущую дату наблюдения (динамика).
В этой части статьи долг ОГУ России рассмотрен как запас на 1 января 2023 г. (далее — 01.01.2023), а долг ОГУ США — как запас на 31 января 2023 г. (далее — 31.01.2023)1. Сравнение проведено по таким основным признакам, как долг федеральный и субфедеральный, внутренний и внешний, рыночный и нерыночный.
Долг ОГУ России складывается из долгов федерального правительства, властей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А если классифицировать его по валюте номинала, то он делится на внутренний (рублевый) и внешний («инвалютный»). Не все долги заслуживают места в этой короткой статье. Главный предмет данного исследования — внутренний долг федерального правительства. Его внешний долг тоже заслуживает внимания, так как он составляет 15,5 % своей суммы с внутренним долгом. Долги региональных и муниципальных властей сравнительно малы и далее не рассматриваются (табл. 1).
Долг США тоже складывается из долгов федерального правительства, властей штатов и муниципальных образований (но формально долги субфедеральных властей к государственному долгу не относятся). Делить его на внутренний (долларовый) и внешний («инвалютный») невозможно, потому что он весь долларовый2. «То, что наш долг выражен в нашей валюте, предотвращает панику, — цитирует принстонский экономист Г. Росальски гарвардского экономиста К. Рогоффа. — Нам очень везет» [1]. Валютный риск отсутствует, риск рефинансирования меньше, и центральный банк может в полной мере играть роль кредитора последней инстанции, когда валюта обязательств перед кредиторами «наша». Не всем так везет, как американскому правительству. У многих правительств, включая российское, есть внешний долг.