Т.М. Мы живем во времена постоянных открытий и технологических свершений, в бесконечном информационном потоке. Успевает ли музей идти в ногу со временем? Быть тем самым «проблемным музеем», по замыслу Завадовского и одновременно — хранить и транслировать память о былых достижениях науки.
И.С. И то, и другое. Музей по определению должен хранить память, в нашем случае — в том числе и память о былых достижениях науки. Но вместе с тем, музей обязательно должен идти в ногу со временем… Особенно наш, — рассказывать о том, что происходит в науке сегодня — наша специальность. Транслировать и одновременно музеефицировать историю современных достижений, актуальные направления над которыми работают современные ученые.
Основатель Биологического музея — академик Завадовский, сформулировал принципы, на которых музей был построен. Их много, но принцип современности, свежести информации — один из главных. Музей должен показывать историю науки — да, но и сегодняшний день тоже. Актуальные проблемы, даже спорные вопросы, все, что волнует науку сегодня… Людям, далеким от науки, музей должен это рассказать… Это сложно, конечно.
Т.М. Вы сказали, что принципов было несколько. Что это за принципы? Как Вы думаете, насколько они актуальны сегодня?
И.С. Очень актуальны! Настолько, что порой вспоминаются слова Екатерины II: «Когда хочу заняться каким-нибудь новым установлением, я приказываю порыться в архивах и отыскать, не говорено ли было уже о том при Петре Великом, и почти всегда открывается, что предполагаемое дело было уже им обдумано».
Принципы, положенные в основу музея, касались буквально всего: особенностей музейного языка, того, как должна быть построена экспозиция, какие тексты и сколько их должно быть, как сделать так, чтобы в музее каждый, не зависимо от уровня подготовки, находил для себя что-то интересное… Как музею находить своих посетителей, буквально «выходить на улицу», устраивать выставки в парках, скверах, кинотеатрах…