По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственные гарантии для лиц, работающих на Крайнем Севере: эволюция или деградация правового регулирования?

Л.В. Зайцева д-р юрид. наук, заведующая кафедрой трудового права и предпринимательства Тюменского государственного университета

Изменения законодательства РФ об особенностях регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, демонстрируют нестабильность правовой политики, связанную с выстраиванием системы новых приоритетов экономического развития северных территорий. Дополнительные сложности создает несовершенство правового регулирования, связанное с большим количеством неотмененных правовых актов Союза ССР, действующих в части, не противоречащей российским законам, а также правовая неопределенность отдельных норм главы 50 ТК РФ.

Литература:

1. Скачкова Г.С., Крылов К.Д. К развитию новых исследований дифференциации регулирования трудовых отношений на Крайнем Севере // Право и государство: теория и практика. — 2016. — № 3 (135). — С. 101–104.

2. Скачкова Г.С. Дифференциация в трудовом праве и Трудовой кодекс РФ // Цивилист. — 2012. — № 2. — С. 86.

3. Халдеева Н.В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — М., 2015. — С. 9.

4. Конышев В., Сергунин А. Стратегия Канады в освоении Арктики // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 т. / Рос. совет по межд. делам / Под общ. ред. И.С. Иванова. — Т. 1. — М., 2013. — С. 147.

5. Черкасов А.И. Канадский Север: хозяйство, люди, отношения с Россией // География. — 2005. — № 24. — С. 5–6.

6. Франгулян М.Г. Источники трудового права Канады // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 2. — С. 164–168.

7. Селин В.С., Васильев В.В. Взаимодействие глобальных, национальных и региональных экономических интересов в освоении Севера и Арктики / Ин-т экон. проблем Кольского научного центра РАН. — Апатиты, 2010. — С. 46.

8. Васильев В.В. Особенности региональной политики в штате Аляска // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2001. — № 2 (28). — С. 6.

9. Шулубина С.А. Обеспечение трудовых прав работников Крайнего Севера: общие тенденции // Трудовое право в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 44–46.

10. Захаров М.Л., Крылов К.Д. К совершенствованию законодательства, регламентирующего трудовые отношения, гарантии и компенсации на Крайнем Севере // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 12. — С. 2788.

Факторы дифференциации правового регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (далее — в районах Крайнего Севера) на протяжении всей не столь длинной истории его российского правового регулирования остаются стабильно актуальными [1].

К таким объективным факторам можно отнести и неблагоприятные природно-климатические условия труда и жизни [2], и недостаточно комфортные условия жизни с точки зрения социальной инфраструктуры. Последние в зависимости от конкретной территории могут достаточно активно видоизменяться как в положительную сторону (примеры тому есть на севере Западной Сибири), так и деградировать (например, заброшенные поселки севера Дальнего Востока и Восточной Сибири). Неизменным остается только суровый климат, создающий риски для ухудшения не только качества жизни, но и ее продолжительности.

Интересы же государства, связанные с развитием экономики и обеспечением государственной безопасности, которые некоторые ученые также причисляют к факторам дифференциации [3], скорее являются побудительным мотивом нормотворческой активности органов государственной власти в этой сфере, одновременно формируя цели правового воздействия и определяя функции трудового права в рассматриваемом сегменте.

Но любая цель может предполагать различные средства, выбор которых обусловлен не только государственными приоритетами, но прежде всего особенностями государственного устройства, типом экономики, историческими традициями и другими, подчас не столь очевидными социально-экономическими, культурными и политическими условиями существования общества и государства. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.

Политологи и экономисты отмечают, в частности, схожесть приоритетов политики Канады и России в Арктическом регионе, которые находятся в сфере обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития [4].

Но в Канаде, в отличие от России, предпочтение отдается экспедиционному или вахтовому методу организации работ [5]. Условия труда на Канадском Севере определяются в соответствии со сложной и многоуровневой системой источников трудового права [6], для которой не характерно централизованное установление государственных гарантий для работающих на Севере.

Для Цитирования:
Л.В. Зайцева, Государственные гарантии для лиц, работающих на Крайнем Севере: эволюция или деградация правового регулирования?. Вопросы трудового права. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: