Факторы дифференциации правового регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях (далее — в районах Крайнего Севера) на протяжении всей не столь длинной истории его российского правового регулирования остаются стабильно актуальными [1].
К таким объективным факторам можно отнести и неблагоприятные природно-климатические условия труда и жизни [2], и недостаточно комфортные условия жизни с точки зрения социальной инфраструктуры. Последние в зависимости от конкретной территории могут достаточно активно видоизменяться как в положительную сторону (примеры тому есть на севере Западной Сибири), так и деградировать (например, заброшенные поселки севера Дальнего Востока и Восточной Сибири). Неизменным остается только суровый климат, создающий риски для ухудшения не только качества жизни, но и ее продолжительности.
Интересы же государства, связанные с развитием экономики и обеспечением государственной безопасности, которые некоторые ученые также причисляют к факторам дифференциации [3], скорее являются побудительным мотивом нормотворческой активности органов государственной власти в этой сфере, одновременно формируя цели правового воздействия и определяя функции трудового права в рассматриваемом сегменте.
Но любая цель может предполагать различные средства, выбор которых обусловлен не только государственными приоритетами, но прежде всего особенностями государственного устройства, типом экономики, историческими традициями и другими, подчас не столь очевидными социально-экономическими, культурными и политическими условиями существования общества и государства. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.
Политологи и экономисты отмечают, в частности, схожесть приоритетов политики Канады и России в Арктическом регионе, которые находятся в сфере обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития [4].
Но в Канаде, в отличие от России, предпочтение отдается экспедиционному или вахтовому методу организации работ [5]. Условия труда на Канадском Севере определяются в соответствии со сложной и многоуровневой системой источников трудового права [6], для которой не характерно централизованное установление государственных гарантий для работающих на Севере.