По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты)

Ю.И. Мигачев д-р юрид. наук, профессор кафедры административного права и процесса, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Л.А. Петручак д-р юрид. наук, профессор кафедры теории государства и права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В статье раскрываются актуальные проблемы совершенствования механизма научной и образовательной деятельности в свете проводимой реформы на современном этапе.

Литература:

1. Алексеева Н. Информационные аспекты государственного и муниципального управления // Финансовая газета. – 2008. – № 7.

2. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. – 2012. – № 2. – С. 10–14.

3. Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. – 2007. – № 18.

4. Капустин А.Я. Основные характеристики права на образование. Международно-правовой аспект // Право на образование: проблемы его реализации: тезисы и доклады IV Междунар. науч.-практ. конф. – М.: РУДН, 2000. – С. 15.

5. Концепции развития российского законодательства / под ред. Хабриевой Т.Я., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. – М.: Городец, 2004. – С. 694–696.

6. Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2002. – № 21 (177). – С. 9–12.

7. Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 201.

8. Тебекин А.В., Сурат И.Л., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. – М.: Риалтекс, 2014. – С. 148.

9. Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 3. – С. 8–17.

10. Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: дис. д-ра юрид. наук. – М., 2011. – С. 405.

Движущую силу современного социально-экономического развития составляют образование, наука и научно-техническая деятельность, превратившиеся в условиях научно-технического прогресса в определяющий фактор производства. Способность генерировать и трансформировать знания превращается в главную детерминанту экономического роста. От развития науки все больше зависят возможности страны по обеспечению технологической безопасности и конкурентоспособности. Объемы финансирования науки растут. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», запланировано увеличение объемов финансирования государственных научных фондов к 2018 г. до 25 млрд руб., возрастание внутренних затрат в целях проведения исследований и разработок до уровня 1,77 % от ВВП с одновременным увеличением доли участия в таких исследованиях и разработках образовательных учреждений высшего профессионального образования уже к 2015 г.1

Во исполнение положений Указа Президента РФ № 599 Правительством РФ была разработана и принята Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013–2020 гг.)2, в которой подчеркивается, что только создание конкурентоспособной экономики будет способствовать конкурентоспособности науки. Однако создание конкурентоспособной экономики невозможно без надлежащего правового обеспечения3 .

Важную роль в данных сферах имеет организация государственного управления, а также применение информационных технологий, с помощью которых осуществляются все процессы планирования и администрирования.

Правовую базу государственного управления в образовательной, научной и научно-технической деятельности составляют нормы права, действующие в этих сферах. Эти нормы вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан4.

Для Цитирования:
Ю.И. Мигачев, Л.А. Петручак, Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты). Юрист ВУЗа. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: