Смена направленности экономического развития привела к изменению его основных пропорций (табл. 2). Прежде всего это отразилось на изменении вклада факторов производства в экономический рост: к настоящему времени около 60 % прироста ВВП обеспечивается за счет наращивания физического объема экспорта и увеличения мировых цен на нефть и 40 % — за счет внутренних факторов (в 1999–2001 гг. это соотношение было обратным).
На изменение экономических пропорций повлияло и то, что более половины прироста ВВП в 1999–2001 гг. (около 1/3) стало формироваться в энерго-сырьевых отраслях промышленности и торговле (табл. 3).
Проведенный анализ особенностей сложившейся российской модели экономики дает основание сделать вывод, что для выбора приоритетов структурной политики на пятом этапе (с 2005 г. по настоящее время) следует более детально, с научной точки зрения, обосновать критерии их формирования.
Представляется, что необходима более четкая дифференциация критериев приоритетности структурной политики, в т. ч. по уровням управления.
На каждом из уровней управления следует различать критерии приоритетности:
• структурной долгосрочной политики государства (региона, отрасли, предприятия, объекта);
• приоритетности господдержки на определенный (средне- или краткосрочный) период.
В первом случае эти критерии должны отвечать требованиям желаемого видения объекта с позиции достижений современного мирового научно-технического прогресса. Во втором случае, на более короткий период, необходимо оценить технократические критерии приоритетности через призму сугубо экономических критериев выбора приоритетов господдержки промышленного производства, исходя при этом из реальностей данного конкретного этапа становления рыночного хозяйства.
Таким образом, правомерно определять в качестве экономических критериев господдержки на текущий средне- и краткосрочный период такие факторы, как:
• наличие и перспективы роста платежеспособного совокупного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг;