По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Государственное управление системой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов

Л.И. Воронина канд. соц. наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Е.В. Зайцева канд. соц. наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья посвящена выявлению характера оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов. Для исследования авторы применяют системный подход, рассматривая оценку эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов как систему. На основе данного подхода ими анализируются такие основные элементы этой системы, как нормативная правовая база, регулирующая этот вид оценки, компетенции субъектов управления, инструменты управления оценкой (государственные программы, планы развития, целевые показатели и индикаторы, методы оценки).

Литература:

1. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: учебник. – 2-е изд. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. университета, 2007. – 647 с.

2. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902353905

3. Зайцева Е.В., Запарий В.В. Профессиональное самочувствие и профессиональная культура преподавателей вуза: социологический анализ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2014. – № 1 (26). – С. 90–98.

4. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований. – 2013. – Вып. № 1, т. 5. – Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-kontrakt-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-rf-teoreticheskie-podhody-i-osobennosti-institutsionalnogo-proektirovaniya#ixzz4040cYfCx.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов: Федеральный закон Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/02/13/fed-univer-dok.html.

6. О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2011 г. № 2257 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902299823.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru.

9. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (с изменениями на 16 января 2016 г. (статьи 5, 6): Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902353905).

10. Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг.» с изменениями на 14 сентября 2015 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.

11. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 июля 2014 г. № 795 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/29/a1013279dok.html.

12. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта: Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/75.

13. Протокол № 2 заседания Комиссии Ученого совета УрФУ по управлению изменениями 27.11.2015 г. Екатеринбург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/ common_files/academic_council/commission_changes/Protokol_No2_komissii_po_ upravleniju_izmenenijami.pdf.

14. Сандлер Д.Г. Показатели эффективного контракта ППС (Выступление на заседании Ученого совета 30.11.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_ files/academic_council/commission_ changes/Pokazateli_ehffektivnogo_ kontrakta_PPS.PPTX.

15. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71a [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.13/index.php?material/TP_of_vuz.html.

Несмотря на кажущуюся самостоятельность российских вузов, тем не менее в настоящее время они «вмонтированы» в систему государственного управления, т. е. являются неотъемлемой частью этого управления. Если рассматривать государственное управление как целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов, должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с целью проведения государственной политики [1, с. 23], то вузы являются одним из субъектов государственной политики в сфере высшего образования. Есть еще одна из характеристик, свойственная российским вузам, доказывающая характер государственного управления: применение субъектами управления вузов методов управления, характерных прежде всего для государственных органов, в том числе для оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Сегодня академический характер управления с элементами демократизма практически исчез в деятельности вузов. Применение системного подхода к одному из элементов управления вузами, а именно, оценке эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов, подтверждает эти выводы.

Рассмотрим состав субъектов государственного управления высшим образованием и соответственно степень самостоятельности руководителей государственных вузов. Руководители российских вузов являются одним из субъектов в государственном управлении высшим образованием и занимают соответствующее место в его иерархии. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 30 декабря 2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [7], а также иными нормативными правовыми актами установлены компетенции субъектов управления в сфере высшего образования. В состав субъектов, осуществляющих государственное управление системой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов, входит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования. В настоящее время таковым органом является Министерство высшего образования и науки Российской Федерации. В соответствии с положением в его ведении находятся федеральные университеты. Именно Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает государственную политику, государственные программы Российской Федерации в сфере образования, осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности вузов, определяет стратегические цели и задачи [9].

Для Цитирования:
Л.И. Воронина, Е.В. Зайцева, Государственное управление системой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов. Юрист ВУЗа. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: