По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Государственное управление безопасностью на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Оцениваются некоторые из основных средств государственного управления: государственное регулирование и государственный контроль (надзор), — которые сопоставляются с нормами права в законодательстве Российской Федерации, с предписаниями правительственных нормативных правовых актов и международных и межгосударственных договоров и соглашений применительно к безопасности движения на железнодорожном транспорте. Выделены функции федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Обосновывается необходимость развития организации государственного управления путем уточнения, замены или добавления отдельных предписаний в нормативных правовых актах и даются конкретные предложения по устранению недостатков в государственном регулировании безопасности.

Литература:

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www. rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok. html 2 Энциклопедия права. Государственное регулирование. URL: https:// encyclopediya_prava.academic.ru.

3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом России 20 ноября 2013г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703 «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

11. Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. Утверждено Протоколом заседания Совета глав правительств государств — участников Содружества от 20 марта 1992 г. URL: https:// sovetgt.org/ed/upload-files/docs

12. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 года. 401 с.

13. Общие подходы к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 г. № 4.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 794 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта».

15. Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче перевозчикам государств — членов Евразийского экономического союза сертификата безопасности в целях доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Утвержден приказом Минтранса России от 15 июня 2016 г. № 156.

16. Рудановский В.М. Сертификация железнодорожной безопасности в ЕАЭС // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020. № 6. C. 9–20

17. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395.

18. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398.

19. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397.

20. Шайдуллин Ш.Н. Приоритетные задачи в области безопасности движения // Железнодорожный транспорт. 2018, № 2. С. 25–28.

21. Что такое «Регуляторная гильотина»? // URL: https://knd.ac.gov.ru/about

Обеспечение безопасности — важнейшая сфера деятельности государства. Самые первые объединения людей возникали ради возможности выживания и поддержания безопасности сообщества. Эта функция впоследствии стала закрепляться в основных законодательных актах каждого государства.

Согласно Конституции Российской Федерации, безопасность находится в ведении государства — Российская Федерация, а защита общественной безопасности — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности.

Согласно федеральному закону «О безопасности», головному закону в области обеспечения безопасности, Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в этой области. Такая политика «является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социальноэкономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер».

Реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Закон обязывает всех граждан и все общественные объединения участвовать в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Закон закрепил правовую основу обеспечения безопасности, которую составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Государственное управление безопасностью на железнодорожном транспорте. Железнодорожник. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала