По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Государственное управление безопасностью на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются подходы государственных органов Российской Федерации к безопасности, в том числе в отношении безопасности на железнодорожном транспорте, особенно в части безопасности движения, и устанавливается ее место в национальной безопасности Российской Федерации. Оцениваются некоторые из основных средств государственного управления: государственное регулирование и государственный контроль (надзор), которые сопоставляются с нормами права в законодательстве Российской Федерации, с предписаниями правительственных нормативных правовых актов и международных и межгосударственных договоров и соглашений применительно к безопасности движения на железнодорожном транспорте. Выделены функции федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Обосновывается необходимость развития организации государственного управления путем уточнения, замены или добавления отдельных предписаний в нормативных правовых актах и даются конкретные предложения по устранению недостатков в государственном регулировании безопасности.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.

2. Энциклопедия права. Государственное регулирование. — URL: https://encyclopediya_prava. academic.ru.

3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 20.11.2013. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653.

4. Постановление Правительства РФ от 20.11.2003 №703 «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

5. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

6. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

8. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

9. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

11. Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. Утверждено протоколом заседания Совета глав правительств государств — участников Содружества от 20.03.1992. — URL: https://sovetgt.org/ed/upload-files/docs.

12. Договор о Евразийском экономическом союзе. — Астана, 29 мая 2014 года. — 401 с.

13. Общие подходы к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 №4.

14. Постановление Правительства РФ от 23.09.2015 №794 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта».

15. Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче перевозчикам государств — членов Евразийского экономического союза сертификата безопасности в целях доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Утвержден приказом Минтранса России от 15.06.2016 №156.

16. Рудановский В.М. Сертификация железнодорожной безопасности в ЕАЭС // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №6. — C. 9–20.

17. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №395.

18. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №398.

19. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №397.

20. Шайдуллин Ш.Н. Приоритетные задачи в области безопасности движения // Железнодорожный транспорт. — 2018. — №2. — С. 25–28.

21. Что такое «регуляторная гильотина»? — URL: https://knd.ac.gov.ru/about.

Обеспечение безопасности — важнейшая сфера деятельности государства. Самые первые объединения людей возникали ради возможности выживания и поддержания безопасности сообщества. Эта функция впоследствии стала закрепляться в основных законодательных актах каждого государства.

Согласно Конституции Российской Федерации, безопасность находится в ведении государства — Российской Федерации, а защита общественной безопасности — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности.

Согласно Федеральному закону «О безопасности», головному закону в области обеспечения безопасности, Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в этой области. Такая политика «является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер».

Реализация государственной политики осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Закон обязывает всех граждан и все общественные объединения участвовать в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Закон закрепил правовую основу обеспечения безопасности, которую составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Государственное управление безопасностью на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: