Статья поступила 07.10.2022.
Article received 07.10.2022.
Отметим, что различным аспектам проблематики банкротства юридического лица в последние несколько лет уделяют внимание различные авторы на уровне диссертационных исследований и научных публикаций [1, 668–671; 24, 86–87].
Исследователи и практики отмечают, что основная функция института банкротства юридического лица состоит в выводе неплатежеспособных предприятий из делового оборота. Государство обеспечивает законность и юридическую чистоту проведения процедуры несостоятельности [5].
В последние годы количество банкротств компаний достаточно стабильно, в том числе в периоды ухудшения экономической ситуации.
Важнейшую роль в регулировании применения института банкротства юридического лица играет государство [8; 9, 6; 10; 12, 152–157; 13, 282–287; 14, 26–31].
Во-первых, речь идет о том, что государство непосредственно участвует в банкротных процессах структурно — посредством арбитражных судов.
Во-вторых, уполномоченные органы государственной власти могут стать субъектами возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве), в том числе Федеральная налоговая служба России.
В-третьих, государство может применять различные инструменты регулирования количества процедур несостоятельности (банкротства). Одним из таких инструментов является мораторий.
В-четвертых, государство, в частности Российская Федерация, может выступать в качестве кредитора и т. д.
На рис. 1 представлены данные о количестве процедур конкурсного производства, возбужденных в 2019–2022 гг. в Российской Федерации в отношении юридических лиц. В частности, наибольшее количество процедур конкурсного производства было возбуждено в 2019 и 2020 гг., а также в декабре 2021 г.
Данные 2022 г. обусловлены введенным мораторием со стороны государства на возбуждение процедур конкурсного производства. Мораторий на банкротство действовал с 1 апреля до 1 октября 2022 г. (п. 3 постановления Правительства от 28.03.2022 № 497).