По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственное регулирование ценообразования в строительстве: сравнительный анализ и российская практика договорных отношений

В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования ценообразования в строительстве и их влияние на формирование условий договора строительного подряда. Проведен сравнительный анализ зарубежных моделей регулирования (Китай, страны Ближнего Востока, СНГ), выявлены их особенности и применимость в современных условиях. Особое внимание уделено российской практике: нормативно-правовой базе, системе сметно-нормативного регулирования, антимонопольному контролю и судебной защите сторон договора. Сделан вывод о роли государства в обеспечении справедливого и прозрачного ценообразования, а также в повышении устойчивости строительного рынка.

Литература:

1. Панасюга Н. П. Опыт ценового регулирования в странах ЕС // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. — 2021. — № 4. — С. 45–51.

2. Голубова О. С., Хасен А. А. Методика конкурентного ценообразования в строительстве // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. — 2023. — № 1 (268). — С. 112–119.

3. Дехтярь И. Н., Конина Е. Н. Проблемы государственного регулирования цен в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2022. — № 5 (148). — С. 38–45.

4. Миташова А. А., Федотов А. А., Синицына В. А. Правовые основы государственного регулирования цен // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 4–3. — С. 74–79.

5. Гадаев Р. Ш., Эсетова А. М. Совершенствование методов ценообразования в строительстве // Российское предпринимательство и промышленная экономика (РППЭ). — 2022. — № 3 (137). — С. 56–64.

6. Соловьёв В. В., Корчагин А. П. Актуальные вопросы совершенствования системы ценообразования в строительстве в переходный период // Вестник МГСУ. — 2020. — № 4. — С. 127–134.

7. Цопа Н. В., Карпушкин А. С., Халилов А. Э. Совершенствование системы ценообразования при бюджетном финансировании строительства на примере зарубежных подходов // Экономика строительства и природопользования. — 2021. — № 3 (80). — С. 55–63.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.05.2024). — Ст. 709, 743.

9. Приказ Росстата от 01.02.2022 № 48 «Об утверждении официальной статистической методологии исчисления индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения».

10. Методические указания по применению сметных нормативов и индексов изменения сметной стоимости строительства / ФАУ «ФЦЦС». — М., 2023.

11. Федеральная антимонопольная служба РФ. Практика применения антимонопольного законодательства в строительной отрасли. — М.: ФАС России, 2022.

Ценообразование в строительстве занимает ключевое место в системе экономических отношений и напрямую влияет на эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов. Цена строительной продукции определяет не только объем капитальных вложений и экономическую целесообразность проекта, но и служит основой для планирования, финансирования, организации подрядных отношений и оценки результатов деятельности участников рынка.

Особое значение ценообразование приобретает в рамках договора строительного подряда. От корректности формирования договорной цены зависит сбалансированность интересов заказчика и подрядчика, устойчивость финансовых потоков, а также возможность исполнения обязательств в установленные сроки. В условиях колебаний стоимости ресурсов, инфляционных процессов и неоднородности региональных рынков строительных материалов именно государственное регулирование становится инструментом, обеспечивающим стабильность и прозрачность договорных отношений.

В мировой практике разработаны различные механизмы контроля и регулирования цен: от жесткой фиксации стоимости на государственном уровне до либеральных моделей с минимальным вмешательством государства. Для российского строительного рынка характерно сочетание рыночных и нормативных подходов, что позволяет учитывать специфику отрасли и одновременно сохранять контроль за недобросовестными практиками.

В данной статье рассматриваются основные функции и виды цен в строительстве, зарубежные модели регулирования, а также российская система сметно-договорной работы, основанная на нормативно-правовой базе и антимонопольных механизмах.

Цена в строительстве является не просто денежным выражением стоимости работ и материалов, а ключевым инструментом управления отраслью. Она определяет уровень затрат, формирует основу для финансовых расчетов и регулирует отношения между заказчиком и подрядчиком.

Основные функции цены в строительстве

• Измерительная — отражает общественно необходимые затраты труда и ресурсов, позволяя оценивать себестоимость и эффективность проектов.

Для Цитирования:
Государственное регулирование ценообразования в строительстве: сравнительный анализ и российская практика договорных отношений. Сметно-договорная работа в строительстве. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: