По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2303-01

Государственное регулирование и управление системой владения и пользования земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения

Алакоз В.В. старший научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: alakoz.zem@vniiesh.ru

Доставшаяся от предков громадная слабозаселенная на значительных территориях страна с изобилием природных ресурсов — это и благо и бремя одновременно — территорию и ресурсы нужно не только защищать от завистливых соседей и стран, исторически привыкших получать природные ресурсы за недорогую цену, но и заселять и обустраивать обширные территории налаживая производство, а не заниматься в основном собирательством и продажей даров природы, постоянно находясь в состоянии «догоняющей модели развития». При изобилии земельных ресурсов, как минимум и наполовину неиспользованном потенциале продуктивных сельскохозяйственных земель все возрастающая в мире потребность в продуктах питания создает геополитические и экономические возможности для наращивания сельскохозяйственного производства за счет более полного физического использования пустующих сельскохозяйственных земель Нечерноземья и интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах с более плодородными черноземными почвами. Решающую роль в реализации имеющихся возможностей по наращиванию сельскохозяйственного производства играют земельная политика, законодательство, качество правового регулирования земельных отношений и управления использованием продуктивных сельскохозяйственных земель, институциональная среда и землеустроительная инфраструктура. Статья посвящена рассмотрению длящихся годами проблем земельной политики, земельного законодательства, качеству регулирования и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве и необходимости определения путей и способов их совершенствования. «Труд по управлению занимает господствующее положение по отношению к исполнительному труду, так же как и к услугам земли. Он как бы образует третий фактор производства (капитал + земля + труд. Значительную часть капитала составляют знания и организация производства). Труд так же пассивен, как и природные объекты (для экономической теории). Труд и земля выступают всего-навсего инструментом» (Йозеф Алоиз Шумпетер. 1883–1950 гг. «Теория экономического развития», стр. 69).

Литература:

1. Рональд Коуз. Фирма, рынок и право. — М.: Новое издательство, 2007. «Проблема социальных издержек», с. 108–112. УДК 330.831.84 ББК 65.01:60.0, ISBN 978‑5‑98379‑087‑2.

2. Добровольные руководящие принципы ответственного управления владением и пользованием земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности. КВПБ FAO OOH, Рим, 2012 г.

3. Заявление «Социально-экономические выгоды рационального землеустройства», одобренное Комитетом по населенным пунктам ЕЭК ООН на его 59‑й сессии в сентябре 1998 г.

4. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2005 году». Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

5. Выступление руководителя Росреестра Олега Скуфинского на «правительственном часе» в рамках заседания Совета Федерации. https:// rosreestr.gov.ru/press/archivt. 15 декабря 2021 года. Интерфакс-Недвижимость.

6. Доклады управлений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областям «О состоянии и использовании земель в регионах в 2020 году».

7. Доклад Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году». — ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. — С. 268–273.

8. Доклад Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году». — ФГБНУ «Росинформагротех», 2021. — С. 404–405.

9. Методические указания по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеевым 14.09.2003 и президентом Российской Академии сельскохозяйственных наук Г.А. Романенко 17.09.2003.

10. Титов Г.А., Гогмачадзе Г.Д., Волощенко В.С., Синиговец М.Е., Эзрохин Л.М. Современное состояние экологии почвенного плодородия в АПК Российской Федерации / Журнал «Агроэкоинфо» № 2 за 2010 год.

11. «Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденный приказом Минсельхоза России № 3 от 12.01.2017.

Ключевыми факторами экономического развития являются руководящая экономическая миссия государства с ограничением роли рыночных отношений, обеспечение равноправного доступа всех к земле и иным природным ресурсам и защита прав собственности на них, сокращение транзакционных издержек и инновационное развитие. Неполные и незащищенные права владения и пользования могут привести к конфликтам там, где соперничающие пользователи борются за контроль над этими ресурсами.

Главными препятствиями экономическому развитию являются бюрократизация экономики, некомпетентность и коррупция. В современном мире основной водораздел между институциональными экономическими системами пролегает не между рыночными и нерыночными (теперь все системы в принципе рыночные), не между капиталистическими и социалистическими (почти всюду утвердился капитализм), не между признающими и не признающими государственное вмешательство, а между системами, бюрократизированными и коррумпированными, с одной стороны, и относительно свободными от институтов бюрократизации и коррупции — с другой.

Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональд Коуз в статье «Проблема социальных издержек» в 1960 г. показал, что теоретически провалы рынка объясняются тем, что не определены точно либо недостаточно защищены права собственности на ресурсы — на землю, воды, минеральные ресурсы. Этим же во многом объясняются и повышенные трансакционные издержки. Коуз раскрыл деятельность государства, принципиальную связь между эффективностью рыночного механизма и состоянием институциональной среды общества в целом, совокупности его формальных и неформальных институтов, в частности состоянием судебно-правовой системы общества. К началу 1960‑х гг. Коуз создал новую теоретическую базу для исследования широкого спектра институциональных факторов, определяющих эффективность действия рыночного механизма.

«Предположение, что рыночные трансакции осуществляются без издержек, это, конечно, очень нереалистичное предположение. Эти операции порой влекут за собой чрезвычайно большие издержки, и в любом случае они настолько дорогие, что предотвращают многие трансакции, которые были бы реализованы в мире, где ценовая система работала бы без издержек.

Для Цитирования:
Алакоз В.В., Государственное регулирование и управление системой владения и пользования земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: