Международная практика в развитых странах говорит о том, что экономическое бремя оказания медицинской помощи имеет разные пропорции между госсектором и бизнесом. Использование инструментов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) позволяет обеспечить возможность реализации дорогостоящих инфраструктурных проектов в условиях бюджетных ограничений, возможность прогнозировать, предотвращать риски (срыв сроков введения в эксплуатацию и т. д.) и просчитывать издержки, равномерно распределять финансы (между инвестором и бюджетом) за весь период реализации, возможность непрерывно предоставлять услуги, оснащать современным оборудованием [1].
ГЧП-проекты могут выступать драйвером роста для здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Здравоохранению не хватает главным образом не денег, а «умных» и эффективных решений. Так, внедрение «бережливых» технологий в госсекторе началось «за здравие» [2]. Но отсутствие оппонента и заинтересованной стороны при внедрении этого инструмента по сокращению потерь привело к формальной реализации этого проекта. Внедрение бережливых бизнес-инструментов в госсекторе производилось самими же чиновниками или специалистами, которые были наняты ими [3].
Индивидуализация тарифов обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) для ГЧП-проектов была бы существенным шагом для интеграции частного сектора в здравоохранение. В настоящее время нет специальных ГЧП-механизмов для медицинских организаций (далее — МО), которые бы повышали инвестиционную привлекательность отрасли [4]. Помимо этого, совершенствование добровольного медицинского страхования (далее — ДМС) как не альтернативного, а дополнительного к ОМС также могло бы решить ряд проблем для частных МО [5].
Цель данного исследования — проанализировать особенности применения ГЧП-инструментов в контексте ОМС в Российской Федерации на современном этапе.
Материалом исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, данные официальных сайтов органов публичной власти РФ, а также публикации по исследуемой тематике в научно-практических журналах, входящих в РИНЦ, Scopus. Методом исследования был контент-анализ.