Государственно-частное партнерство (ГЧП) в современной России возникло как альтернативный инструмент финансирования инфраструктурных расходов в условиях преодолений дефицита бюджетных средств и возрастающей необходимости развития объектов общественного пользования, к которым относятся дороги, объекты связи и коммунального хозяйства, детские сады и т. п.
В Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» сделан акцент на использование механизма государственно-частного партнерства, которое позволяет объединить потенциалы и интересы органов государственной власти, местного самоуправления и частного бизнеса [1].
Институт экономики РАН предлагает институциональную трактовку государственно-частного партнерства как своеобразного институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса, целью которого является реализация общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [13].
В то же время ряд исследователей подчеркивают конкретно-утилитарный характер данной иституции. Так, например, Кубарев Е. Н. понимает под государственно-частным партнерством механизм взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти и юридическими или физическими лицами в процессе объединения ими в общих целях имущественных, финансовых, управленческих и технологических ресурсов для реализации инвестиционных (инновационных) проектов в области создания, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов капитального строительства при условии охраны и защиты интересов сторон, участвующих в реализации проекта [6].
В любом случае выделение участников партнерства — государства, юридических лиц, физических лиц — имеет принципиальное значение для настоящего исследования, так как позволяет выстраивать равновыгодные отношения не только между государством и бизнесом, но и в системе координат «государство — физическое лицо», «бизнес — физическое лицо» как партнерские [7].