По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Государственно-частное партнерство как современный механизм повышения инвестиционной привлекательности социальной инфраструктуры российского села

В. Г. Новиков д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Е. И. Семенова д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»
Е. В. Шестакова канд. с.-х. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет»

В настоящей статье рассмотрен механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) как одно из наиболее важных и универсальных направлений, используемых для привлечения инвестиций и сотрудничества между предпринимательскими структурами, обществом и властью. Подчеркивается, что применение инструментариев ГЧП несет существенный инвестиционный потенциал для реализации проектов, направленных на развитие сельских территорий в социальной сфере.

Литература:

1. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://special.kremlin. ru/acts/bank/41921.

2. Берестов А. П. Государственно-частное партнерство как одно из направлений сохранения и развития сельских территорий / А. П. Берестов // Российское предпринимательство. — 2012. — № 3 (201). — С. 11–15.

3. Государственно - частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития / И. И. Савченко и др. // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2015. — № 1. — С. 99–112.

4. Государственно - частное партнерство как инструмент комплексного освоения сельских тер риторий / Н. В. Полянскова, Г. И. Шерс тобитова // Никоновские чтения. — 2014. — С. 302–304.

5. Ильинская Е. В. Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в сельских муниципальных образованиях / Е. В. Ильинская // Региональные агросистемы: экономика и социология. — 2019. — № 4. — С. 176

6. Кубарев Е. Н. Методологические основы государственно-частного партнерства в инвестиционных процессах. — Томск: Дельтаплан, 2007. — 228 с.

7. Кулов А. Р. Государственночастное партнерство в системе инвестирования в социальную инфраструктуру сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 5. — С. 82–91.

8. Неформальное государственно-частное партнерство как инициатива снизу: сельские кейсы / О.П. Фадеева, В.И. Нефедкин // Крестьяноведение. — 2020. — Т. 5. — № 3. — С. 131–134.

9. Новиков В. Г. Государственное (муниципальное) частное партнерство как эффективный инструмент развития социальной инфраструктуры территорий: некоторые вопросы теории и практики / В. Г. Новиков, Е.И. Семенова и др. // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 12. — С. 6–12.

10. Повышение информатизации населения в сельских поселениях путем организации интернет-приемной (на примере МО — Новосельское сельское поселение Рыбновского муниципального района) / А. Б. Мартынушкин, В.С. Конкина // Информатизация населения и устранение неравенства как фактор социальноэкономического развития региона: Материалы международной научнопрактической конференции. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 38–41.

11. Предварительные итоги ВСХП-2016. Росстат. — 2017. — С. 290.

12. Семенова Е. И. Использование механизмов ГЧП в социальной сфере села: отечественный и зарубежный опыт / Е.И. Семенова, В. Г. Новиков // Международная экономика. — 2020. — № 11.

13. Частно - государственное парт нерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. — М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. — С. 14.

14. Эффективность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере услуг / Н. В. Проваленова, А. Е. Шамин // Казанская наука. — 2011. — № 10. — С. 97–100.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в современной России возникло как альтернативный инструмент финансирования инфраструктурных расходов в условиях преодолений дефицита бюджетных средств и возрастающей необходимости развития объектов общественного пользования, к которым относятся дороги, объекты связи и коммунального хозяйства, детские сады и т. п.

В Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» сделан акцент на использование механизма государственно-частного партнерства, которое позволяет объединить потенциалы и интересы органов государственной власти, местного самоуправления и частного бизнеса [1].

Институт экономики РАН предлагает институциональную трактовку государственно-частного партнерства как своеобразного институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса, целью которого является реализация общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [13].

В то же время ряд исследователей подчеркивают конкретно-утилитарный характер данной иституции. Так, например, Кубарев Е. Н. понимает под государственно-частным партнерством механизм взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти и юридическими или физическими лицами в процессе объединения ими в общих целях имущественных, финансовых, управленческих и технологических ресурсов для реализации инвестиционных (инновационных) проектов в области создания, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов капитального строительства при условии охраны и защиты интересов сторон, участвующих в реализации проекта [6].

В любом случае выделение участников партнерства — государства, юридических лиц, физических лиц — имеет принципиальное значение для настоящего исследования, так как позволяет выстраивать равновыгодные отношения не только между государством и бизнесом, но и в системе координат «государство — физическое лицо», «бизнес — физическое лицо» как партнерские [7].

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, Е. И. Семенова, Е. В. Шестакова, Государственно-частное партнерство как современный механизм повышения инвестиционной привлекательности социальной инфраструктуры российского села. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: