По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 81–22

Государственная языковая политика в России и Франции: конституционно-правовой и общественно-политический аспекты (сравнительный анализ)

Агошков Андрей Валерьевич. НП «Издательский дом «Панорама». Россия, 127015, Москва, Бумажный проезд, 14, стр. 2, e-mail: meteor70@yandex.ru

Автор обращается к теме государственной языковой политики как важной части стратегии «мягкой силы» во внутренней и внешней политике. Анализ государственной языковой политики в России и Франции показывает, что даже при весьма кратком конституционном закреплении официального статуса языка наличие эффективной законодательной базы позволяет противостоять культурной агрессии и проводить активную внешнюю культурную политику.

Литература:

1. Встреча с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин. 7 ноября 2013 г. [Электронный ресурс.] URL: http://www.kremlin.ru/news/19579 (Дата обращения 01.03.2017 г.)

2. Закон Франции № 94–665 от 04.08.1994 г. об употреблении французского языка («Закон Тубона») // Национальные интересы. — 2013. — № 1/2.

3. Запесоцкий А. С. Запрет идеологии в Конституции — вредное недоразумение // Парламентская газета. — 18–24 ноября 2016 г. — С. 19.

4. Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. — М.: Юрид. лит., 1982. — С. 88–112.

5. Конституция Франции. [Электронный ресурс.] URL: http://www.conseilconstitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/laconstitution-du-4-octobre-1958/texte-integral-de-la-constitution-du-4-octobre1958-en-vigueur.5074.html#titre1 (Дата обращения 01.03.2017 г.)

6. Косенко С. И. «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 1. — С. 114–125.

7. Косенко С. И. Политика и система франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты)  // Вестник МГИМО университета.  — 2011.  — № 2.  — С. 141–151.

8. Митин А. Закон о русском языке. Несколько слов в защиту. [Электронный ресурс.] URL: http://www.rusyaz.ru/is/zoyz.html (Дата обращения 10.02.2017.)

9. Решение Конституционного совета №  99–412 DС. [Электронный ресурс.] URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/ les-decisions/acces-par-date/decisions-depuis-1959/1999/99–412-dc/decisionn-99–412-dc-du-15-juin-1999.11825.html (Дата обращения 01.03.2017 г.)

10. СПС «Консультант Плюс».

11. Чернов И. В. Принятие международных политических решений в Совете Безопасности ООН (интерпретация позиции Франции по иракской проблеме) // Россия в глобальном мире. Социально-теоретический альманах.  — СПб., 2003. — № 4.

12. Jean-Baptiste de Montvalon. Nouvel obstacle à la ratifi cation de la Charte des langues régionales // Le Monde. — 01.08.2015.

Статья поступила 10.03.2017 г.

О важности государственной языковой политики сказано много. Признается, что распространение языка является важнейшей частью стратегии «мягкой силы», в отдельных случаях — элементом культурной экспансии. Так, тотальное использование английского языка как средства международного общения, при достаточно скромных успехах «плановых», универсальных международных языков (эсперанто, идо, новиаль и др.) стало важнейшим признаком гибридного вторжения англосаксонской цивилизации во всем мире.

Тем не менее, многие развитые страны проводят собственную языковую политику, отстаивая культурные права своих народов. Мы остановимся на двух из них — Франции и России.

Очевидно, что основой языковой (шире — культурной) политики должна являться конституция страны, устанавливающая употребление языка титульной нации как государственного. Однако это, привычное для нас положение, отнюдь не всегда являлось таковым для законодателей других государств.

В тексте конституции Франции 1958 г. ничего не говорилось о статусе французского языка1. Возможно, это являлось следствием исторически привычного моноэтнического «образа» Франции как государства французов. На деле Франция — многонациональное, полиэтническое государство, но с резким преобладанием численности титульной нации (около 90 %) при наличии более или менее значительных национальных меньшинств. Это обстоятельство, а также высочайший уровень развития французской культуры, скорее всего, стали причиной того, что французский язык стал и продолжает являться государственным и общеупотребительным в странах Французского Содружества, а вопрос о выборе государственного языка не рассматривался при подготовке предыдущих текстов конституции Четвёртой и Пятой республик (1946 и 1958 г. соответственно).

К настоящему времени ситуация существенно изменилась. После подписания ряда законов о защите французского языка, последовало внесение изменений в действующий текст конституции Франции. В соответствии с ним, единственным официальным языком Франции, согласно статье 2 конституции, является французский2. При этом языковая политика Франции ориентирована, как правило, на поддержку только французского языка как единственного государственного и официального; языки меньшинств государством практически не поддерживаются, несмотря на то, что согласно статье 75–1 конституции, региональные языки являются частью национального достояния Франции3. Франция, в отличие от ряда других стран Европы, не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков — Конституционный Совет счёл, что присоединение к ней нарушило бы конституционные положения о статусе французского языка4.

Для Цитирования:
Агошков Андрей Валерьевич., Государственная языковая политика в России и Франции: конституционно-правовой и общественно-политический аспекты (сравнительный анализ). Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: