По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.123; 340.112 DOI:10.33920/nik-01-2306-02

Государственная власть и воля в философско-антропологическом измерении*

Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: Alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена понятию воли, причем прежде всего государственной. Подчеркивается, что человек по своей природе стремится создать ту форму бытия, которая наиболее согласуется с его сущностью. Таковой формой является государство. Волевые качества имеют разные способы проявления, а их недостаток или чрезмерность могут иметь и негативные последствия. Не менее опасно проявление воли в условиях антропологического кризиса, когда волевое применение законов может оказаться антиправовым, а значит, разрушающим природу человека. Очень важно, чтобы волевые тенденции общества и его политических лидеров развивались в русле духовной культуры нации.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. — М., 2001. — 560 с.

2. Кант И. О сосуществовании злого принципа с добрым, или Об изначальном злом в человеческой природе / И. Кант. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 4. Ч. 2. — М., 1965. — С. 5–58.

3. Лосев А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. — СПб.: Алетейя, 2000. — 258 с.

4. Лурье С. Историческая этнология / С. Лурье. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 446 с.

5. Митрополит Иоанн. Посох духовный. — СПб.: Царское Дело, 2000.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. — М.: АСТ, 2002. — 509 с.

7. Попов И.В. Святые отцы II–IV вв. // Труды по патрологии. — Т. 1. — Сергиев Посад, 2004. — 274 с.

8. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. — Харьков: Фолио, 2001. — 656 с.

9. Юнг К.Г. Психологические типы. — Минск: Харвест, 2003. — 528 с.

1. Gumilyov L.N. Ethnogenesis and biosphere of the Earth / L.N. Gumilyov. — M., 2001. — 560 p.

2. Kant I. On the coexistence of an evil principle with a good one, or on the primordial evil in human nature / I. Kant. Collected Works in 6 volumes. T. 4. Part 2. — M., 1965. — Р. 5–58.

3. Losev A.F. Antique philosophy of history / A.F. Losev. — St. Petersburg: Aleteyya, 2000. — 258 p.

4. Lurie S. Historical ethnology / S. Lurie. — M.: Aspect Press, 1997. — 446 p.

5. Metropolitan John. Spiritual staff. — St. Petersburg: Tsarskoye Delo, 2000.

6. Ortega y Gasset X. The revolt of the masses / X. Ortega y Gasset. — M.: AST, 2002. — 509 p.

7. Popov I.V. Holy Fathers II–IV centuries // Proceedings on Patrology. T. 1. — Sergiev Posad, 2004. — 274 p.

8. Spinoza B. Theological and political treatise. — Kharkov: Folio, 2001. — 656 p.

9. Jung K.G. Psychological types. — Minsk: Harvest, 2003. — 528 p.

* Публикуется с изменениями и дополнениями. Впервые опубликовано: Панищев А.Л. Понятия «воля» и «власть» в природе человека и общества // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе. Материалы всероссийской научной конференции (Курск, 16–17 мая 2006 г.). — Курск: Курский государственный университет, 2006. — С. 85–90.

Статья поступила 21.07.2022.

Проблема соотношения воли и власти в общественной жизни людей весьма сложна. Воля, как психическая функция, имеет смысл и побуждения, и торможения, однако часто в крайних формах приводящий к негативным последствиям. Так, чрезмерные волевые качества могут привести к нарушению базовых ценностей культуры, носящих положительный характер, привести к необоснованным социальным потрясениям; однако слабость в воле провоцирует неспособность добиваться высоких целей, сопротивляться порокам, что рассеивает время и энергию человека на то, что ему вредит или не приносит никакой пользы. В политической жизни волевые качества обычно характеризуют популярных, харизматичных личностей. Австрийский психоаналитик Альфред Адлер исходил из того, что стремление к власти есть характерная черта человеческого существа, которая в своей корреляции со стремлением к общению влияет на состояние психического здоровья индивида. Само понятие «воля» (с греч. и лат. voluntas, velle — «сила») в психологии связывается с сознательной организацией и саморегуляцией своих действий, сопряженных с осмысленным преодолением трудностей при достижении поставленной цели. К.Г. Юнг под понятием «воля» рассматривал сумму психической энергии, которой располагает сознание [9, с. 446]. В «Православной энциклопедии» понятие «воля» формулируется как сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря которой оно стремится достигнуть желаемого. В греческом языке этимологически слово «воля» означает то, что природы стремятся к тому, что для них желательно. В богословии волевые качества человека в его онтологическом ракурсе детерминированы волей Бога, иначе говоря, воля человека ради его блага должна пребывать в синергии с Божьей волей. В этом отношении примечательно звучат слова С. Бенедикта: «Истинное совершенство Бога состоит именно в том, что он дает всем вещам... их сущность, или, лучше сказать, он имеет их все в совершенном виде в себе самом» [8, с. 40].

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Государственная власть и воля в философско-антропологическом измерении*. Вопросы культурологии. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: