* Публикуется с изменениями и дополнениями. Впервые опубликовано: Панищев А.Л. Понятия «воля» и «власть» в природе человека и общества // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе. Материалы всероссийской научной конференции (Курск, 16–17 мая 2006 г.). — Курск: Курский государственный университет, 2006. — С. 85–90.
Статья поступила 21.07.2022.
Проблема соотношения воли и власти в общественной жизни людей весьма сложна. Воля, как психическая функция, имеет смысл и побуждения, и торможения, однако часто в крайних формах приводящий к негативным последствиям. Так, чрезмерные волевые качества могут привести к нарушению базовых ценностей культуры, носящих положительный характер, привести к необоснованным социальным потрясениям; однако слабость в воле провоцирует неспособность добиваться высоких целей, сопротивляться порокам, что рассеивает время и энергию человека на то, что ему вредит или не приносит никакой пользы. В политической жизни волевые качества обычно характеризуют популярных, харизматичных личностей. Австрийский психоаналитик Альфред Адлер исходил из того, что стремление к власти есть характерная черта человеческого существа, которая в своей корреляции со стремлением к общению влияет на состояние психического здоровья индивида. Само понятие «воля» (с греч. и лат. voluntas, velle — «сила») в психологии связывается с сознательной организацией и саморегуляцией своих действий, сопряженных с осмысленным преодолением трудностей при достижении поставленной цели. К.Г. Юнг под понятием «воля» рассматривал сумму психической энергии, которой располагает сознание [9, с. 446]. В «Православной энциклопедии» понятие «воля» формулируется как сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря которой оно стремится достигнуть желаемого. В греческом языке этимологически слово «воля» означает то, что природы стремятся к тому, что для них желательно. В богословии волевые качества человека в его онтологическом ракурсе детерминированы волей Бога, иначе говоря, воля человека ради его блага должна пребывать в синергии с Божьей волей. В этом отношении примечательно звучат слова С. Бенедикта: «Истинное совершенство Бога состоит именно в том, что он дает всем вещам... их сущность, или, лучше сказать, он имеет их все в совершенном виде в себе самом» [8, с. 40].