По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Государственная стратегия планирования медицинской помощи

М.В. Пирогов доктор экономических наук

Ключевой проблемой российского здравоохранения в настоящее время стал значительный разрыв между государственными гарантиями и их ресурсным и финансовым обеспечением. Вопросы баланса клинической и экономической составляющих национального здравоохранения, а также выбор приоритетов развития и финансирования здравоохранения являются ключевой задачей государственной стратегии планирования медицинской помощи. В статье рассмотрены варианты стратегического планирования для различных организационно-экономических моделей здравоохранения.

По минимальной оценке, объем государственного финансирования сферы медицинских услуг за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования в реальном выражении уменьшился в течение 90-х гг. на одну треть1. Его рост, начавшийся с 2000 г. и активно продолжавшийся в 2009 и 2011 гг. за счет федеральных источников, недостаточен для компенсации произошедшего ранее снижения. Государственные гарантии в сфере медицинских услуг, установленные в советское время, остались практически неизменными, а затраты, необходимые для их обеспечения, увеличились из-за появления новых фондоемких медицинских технологий и новых дорогостоящих лекарственных препаратов.

Финансовая необеспеченность государственных гарантий обусловила рост легальных и теневых расходов пациентов на приобретение лекарств и оплату медицинских услуг, ухудшение их доступности и качества для широких слоев населения2.

Оценивая совокупные расходы в 2014 г., на основе прямых и косвенных источников можно сделать вывод о высокой доле неуправляемых государством (бюджет + ОМС) финансовых ресурсах за счет средств граждан и фирм (см. рис. 1).

Размер данных расходов, более 40%, является критичным по отношению к расходам, находящимся под контролем государства, к которым относятся расходы бюджетов всех уровней и средства ОМС. По оценкам ВОЗ, частные расходы, превышающие 25–30% совокупных расходов, существенно влияет на уровень доступности населения к медицинским услугам, что, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье нации.

Замещение финансовых ресурсов, управляемых государством (так называемых «общественных» источников финансирования здравоохранения) частными расходами как правило связано с несоответствием между реальными потребностями системы здравоохранения и уровнем её финансирования. Для преодоления сложившегося противоречия необходимо обеспечить равновесие между медицинской и экономической составляющими данной системы. Без выбора долгосрочных приоритетов в развитии данной системы здравоохранения, определения целей и задач планирования медицинской помощи и оценки её ресурсного обеспечения дополнительные государственные инвестиции не обеспечивают позитивных изменений показателей здоровья населения.

Для Цитирования:
М.В. Пирогов, Государственная стратегия планирования медицинской помощи. Экономист лечебного учреждения. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: