По минимальной оценке, объем государственного финансирования сферы медицинских услуг за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования в реальном выражении уменьшился в течение 90-х гг. на одну треть1. Его рост, начавшийся с 2000 г. и активно продолжавшийся в 2009 и 2011 гг. за счет федеральных источников, недостаточен для компенсации произошедшего ранее снижения. Государственные гарантии в сфере медицинских услуг, установленные в советское время, остались практически неизменными, а затраты, необходимые для их обеспечения, увеличились из-за появления новых фондоемких медицинских технологий и новых дорогостоящих лекарственных препаратов.
Финансовая необеспеченность государственных гарантий обусловила рост легальных и теневых расходов пациентов на приобретение лекарств и оплату медицинских услуг, ухудшение их доступности и качества для широких слоев населения2.
Оценивая совокупные расходы в 2014 г., на основе прямых и косвенных источников можно сделать вывод о высокой доле неуправляемых государством (бюджет + ОМС) финансовых ресурсах за счет средств граждан и фирм (см. рис. 1).
Размер данных расходов, более 40%, является критичным по отношению к расходам, находящимся под контролем государства, к которым относятся расходы бюджетов всех уровней и средства ОМС. По оценкам ВОЗ, частные расходы, превышающие 25–30% совокупных расходов, существенно влияет на уровень доступности населения к медицинским услугам, что, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье нации.
Замещение финансовых ресурсов, управляемых государством (так называемых «общественных» источников финансирования здравоохранения) частными расходами как правило связано с несоответствием между реальными потребностями системы здравоохранения и уровнем её финансирования. Для преодоления сложившегося противоречия необходимо обеспечить равновесие между медицинской и экономической составляющими данной системы. Без выбора долгосрочных приоритетов в развитии данной системы здравоохранения, определения целей и задач планирования медицинской помощи и оценки её ресурсного обеспечения дополнительные государственные инвестиции не обеспечивают позитивных изменений показателей здоровья населения.