Развитие нанотехнологий в конце XX — начале XXI века стало одним из приоритетных направлений экономической политики стран — лидеров мирового хозяйства и получило масштабную государственную поддержку. Это обусловлено теми ожиданиями, которые возлагают на будущие открытия в этой области ученые, политики, инвесторы. Уже сегодня нанотехнологии позволяют получать материалы с принципиально улучшенными свойствами, многократно повышать эффективность процессов, создавать оборудование для тонких и высоких технологий со значительно меньшими удельными издержками, чем у аналогов при производстве традиционными способами.
Для России поддержка и вынесение идеи форсированного развития нанотехнологий в ранг национальной идеи в качестве принципа общественного устройства, на основе которого строятся вся национальная политика (экономическая, образовательная, научно-исследовательская и т. д.), является уникальным шансом не только сравняться со странами-лидерами по уровню социально-экономического развития, но и опередить их по ряду показателей.
Опыт Японии в этом смысле представляет значительный интерес для нашей страны. Не случайно в конце 2016 г. был заявлен приоритет в сотрудничестве с Японией в направлении развития нанотехнологий. Общепризнано мировым научным сообществом, что Япония занимает лидирующие позиции в развитии нанотехнологий (с ежегодным финансированием в среднем около 1 млрд долл. США), уступая только США.
Россия присоединилась к странам, целенаправленно развивающим нанотехнологии, в 2007 г. с принятием Стратегии развития наноиндустрии. Несмотря на целый ряд принятых инициатив, в том числе политических, на самом высоком государственном уровне — президентском (поручение президента Российской Федерации от 24.04.2007 № Пр-688), считаем, тем не менее, что в целом государственная политика развития нанотехнологий в России должна быть усовершенствована.
Необходимо системно оформить государственную (национальную) политику развития нанотехнологий. Требует своего совершенствования также и нормативно-правовая поддержка развития нанотехнологической политики.