Статья поступила 05.12.2022.
The article was received on 05.12.2022.
В новый 2023 г. Российское государство и общество вошли с необходимостью решения в сфере образования целого ряда не только накопившихся ранее вопросов и проблем, но и приобретенных непосредственно в течение 2022 г. Сложившаяся, прежде всего внешнеполитическая, обстановка не оставила никаких сомнений в необходимости отказа от так называемой Болонской системы, в связи с чем на правительственном уровне были приняты соответствующие решения.
Экспертное научное сообщество принялось высказываться и обмениваться своими позициями по предстоящим трансформациям в системе как школьного, так и высшего образования.
В настоящей статье представлены мнения российских ученых, преимущественно докторов наук, представляющих собой различные отрасли современной российской науки — философов, политологов, социологов, юристов, экономистов о направлениях преобразований в российской системе образования на ближайшую перспективу.
Так, С.М. Рукавишников подчеркивает, что «ставшее беспрецедентным в 2022 г. экономическое и социокультурное давление государств Запада на Россию, к сожалению, коснулось и сферы образования и науки. Случаи отказа в продолжении обучения студентов из России в университетах Европы, равно как и прецеденты одностороннего разрыва партнерских связей со стороны исследовательских сообществ и редакций научных журналов стран Запада, заставляют по-новому взглянуть как на путь развития российского образования и науки в глобальном измерении, так и на ценность Болонской модели для современной России. Естественным отражением сложившейся ситуации в российской научно-образовательной политике стал отказ от участия в Болонском процессе» [8].
В связи со сложившимся окончательным пониманием неприятия и неравноправности российской стороны как участницы Болонского процесса практически всеми ее участниками были сделаны абсолютно правильные и соответствующие текущей ситуации меры государственного реагирования.