По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323 DOI:10.33920/pol-01-2301-01

Государственная образовательная политика в России: дайджест экспертных оценок. Часть I. Современные вопросы и проблемы

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент, руководитель Курского отделения Национального союза политологов, член Российского общества политологов (РОП), член Российского профессорского собрания, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

В новый 2023 г. Российское государство и общество вошли с необходимостью решения в сфере образования целого ряда не только накопившихся ранее вопросов и проблем, но и приобретенных непосредственно в течение 2022 г. Сложившаяся, прежде всего внешнеполитическая, обстановка не оставила никаких сомнений в необходимости отказа от так называемой Болонской системы, в связи с чем на правительственном уровне были приняты соответствующие решения. В связи со сложившимся окончательным пониманием неприятия и неравноправности российской стороны как участницы Болонского процесса практически всеми ее участниками были сделаны абсолютно правильные и соответствующие текущей ситуации меры государственного реагирования. Экспертное научное сообщество принялось высказываться и обмениваться своими позициями по предстоящим трансформациям в системе как школьного, так и высшего образования. В настоящей статье представлены мнения российских ученых, преимущественно докторов наук, представляющих собой различные отрасли современной российской науки — философов, политологов, социологов, юристов, экономистов, о направлениях преобразований в российской системе образования на ближайшую перспективу.

Литература:

1. Андрианова Ю.О. Государственное регулирование и пути повышения социально-экономической эффективности системы образования современной России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. — 2022. — Т. 15, — № 3. — С. 91–99. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-3-91-99. — EDN LPCFTT.

2. Антонов И.А. Образование в России: история, идеология, государственное участие // Юридическая наука: история и современность. — 2022. — № 5. — С. 38–45. — EDN DAHSVA.

3. Ковалев, В. В. Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения / В. В. Ковалев, А. В. Дятлов, А. В. Лацвеева // Наука. Культура. Общество. — 2022. — Т. 28, № 2. — С. 57–69. DOI: 10.19181/nko.2022.28.2.5. — EDN GUCHUU.

4. Короткова Е.А. Проблемы современного образования в России: практическая интерпретация // Аграрное образование и наука. — 2022. — № 2. — С. 10. — EDN FDSPIG.

5. Мусаелян, Л.А. Глобальные вызовы России и некоторые проблемы системы отечественного высшего образования / Л.А. Мусаелян, С. Г. Зырянов // Социум и власть. — 2022. — № 2 (92). — С. 40–52. — DOI: 10.22394/1996-0522-2022-2-40-52. — EDN DHSWTY.

6. Поляруш А.А. Переосмысление сущности образования как неотложное требование текущей ситуации в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 3–1 (66). — С. 58–60. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-3 -1-58-60. — EDN GWVTNV.

7. Путин В. В. Выступление на торжественном заседании, посвященном 220-летию со дня образования Министерства юстиции России // Мониторинг правоприменения. — 2022. — № 3 (44). — С. 83–85. — DOI: 10.21681/2226-0692-2022-3-83-85. — EDN WZZDGK.

8. Рукавишников С. М. Перспективы развития системы высшего образования современной России // Вестник СГЮА. — 2022. — № 5 (148). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.12.2022).

9. Соколов А. В. Приглашение к дискуссии на тему «Постболонская стратегия библиотечного и информационного образования в России» // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 8. — С. 119–121. — EDN SCFNSC.

10. Тимонин А.Н. Россия между прошлым и будущим: опыт проблемно-теоретического анализа фрагментов переходного состояния юридического образования и науки // Вестник Института права Башкирского государственного университета. — 2022. — № 2 (14). — С. 23–34. DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2022.14.3. — EDN HTJNXJ.

11. Устинович Е. С. Роль домохозяйств в цифровой трансформации образовательного процесса // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2022 г. — М.: ООО «Институт развития образования и консалтинга», 2022. — С. 178–182. — EDN XFBCOT.

12. Устинович Е.С. О современном состоянии информационного, компьютерного и телекоммуникационного обеспечения образовательного процесса высшего образования в Российской Федерации // Социальная политика и социальное партнерство. — 2022. — № 2. — С. 87–95. DOI: 10.33920/pol-01-2202-01. — EDN OCHWJZ.

13. Устинович Е.С. Государственная политика расходов на НИОКР и ее экономическое измерение: Израиль, Южная Корея, Швеция, Япония, Австрия // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17 сентября 2020 г. — Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2020. — С. 69–73. — EDN GMOFZA.

14. Устинович Е.С. Управление человеческим капиталом: нормы, право, инновационные методы для определения уровня компетенций трудовых ресурсов // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 12. — С. 27–44. DOI: 10.33920/pol-01-2012-03. — EDN FTRRIV.

15. Устинович Е.С. Об интересе личности к трудовой деятельности в структуре современных тенденций HR-процессов в организации: вопросы теории и практики // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 8. — С. 43–56. DOI: 10.33920/pol-01-2008-05. — EDN NOHVPJ.

16. Устинович, Е. С. Политические и экономические санкции в отношении России: вопросы региональной интеграции / Е. С. Устинович, Л.А. Келеман // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — С. 81–88. — EDN MGBBFR.

17. Устинович Е.С. Цифровизация социальной сферы в России // Социальная политика и социальное партнерство. — 2019. — № 2. — С. 32–36. — EDN SRAPFR.

18. Устинович Е.С. Гос-web, digital и социально-трудовые риски в эпоху цифровизации // Социальная политика и социальное партнерство. — 2019. — № 3. — С. 5–22. — EDN YZSAJV.

19. Фалунина Е. В. Роль преподавателей высшей школы в формировании готовности будущих педагогов к работе в современном образовании поликультурной России // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 2 (58). — С. 172–183. DOI: 10.51944/20738498_2022_2_172. — EDN RGOXUE.

20. Черникова, И. Ю. Развитие профильного образования в современной России / И. Ю. Черникова, О.П. Осипова // Наука и школа. — 2022. — № 2. — С. 40–50. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-40-50. — EDN BLUBIG.

21. Экономическое образование в России в интеграционных разноуровневых системах / Ю. В. Забайкин, Е. В. Красавина, В.А. Сологуб, И.А. Хашева // Управление образованием: теория и практика. — 2022. — № 2 (48). — С. 186–192. DOI: 10.25726/d3082-4921-4797-x. — EDN DZMURF.

1. Andrianova YU.O. Gosudarstvennoe regulirovanie i puti povysheniya social’no-ekonomicheskoj effektivnosti sistemy obrazovaniya sovremennoj Rossii // Vestnik YUzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Social’no-ekonomicheskie nauki. — 2022. — T. 15, — № 3. — S. 91–99. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-3-91-99. — EDN LPCFTT.

2. Antonov I.A. Obrazovanie v Rossii: istoriya, ideologiya, gosudarstvennoe uchastie // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. — 2022. — № 5. — S. 38–45. — EDN DAHSVA.

3. Kovalev, V.V. Kachestvo vysshego obrazovaniya v Rossii: kognitivnye resursy onlajn-obucheniya / V.V. Kovalev, A.V. Dyatlov, A.V. Lacveeva // Nauka. Kul’tura. Obshchestvo. — 2022. — T. 28, № 2. — S. 57–69. DOI: 10.19181/nko.2022.28.2.5. — EDN GUCHUU.

4. Korotkova E.A. Problemy sovremennogo obrazovaniya v Rossii: prakticheskaya interpretaciya // Agrarnoe obrazovanie i nauka. — 2022. — № 2. — S. 10. — EDN FDSPIG.

5. Musaelyan, L.A. Global’nye vyzovy Rossii i nekotorye problemy sistemy otechestvennogo vysshego obrazovaniya / L.A. Musaelyan, S.G. Zyryanov // Socium i vlast’. — 2022. — № 2 (92). — S. 40–52. — DOI: 10.22394/1996-0522-2022-2-40-52. — EDN DHSWTY.

6. Polyarush A.A. Pereosmyslenie sushchnosti obrazovaniya kak neotlozhnoe trebovanie tekushchej situacii v Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. — 2022. — № 3–1 (66). — S. 58–60. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-3-1-58-60. — EDN GWVTNV.

7. Putin V.V. Vystuplenie na torzhestvennom zasedanii, posvyashchennom 220-letiyu so dnya obrazovaniya Ministerstva yusticii Rossii // Monitoring pravoprimeneniya. — 2022. — № 3 (44). — S. 83–85. — DOI: 10.21681/2226-0692-2022-3-83-85. — EDN WZZDGK.

8. Rukavishnikov S. M. Perspektivy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya sovremennoj Rossii // Vestnik SGYUA. — 2022. — № 5 (148). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sovremennoy-rossii (data obrashcheniya: 11.12.2022).

9. Sokolov A.V. Priglashenie k diskussii na temu «Postbolonskaya strategiya bibliotechnogo i informacionnogo obrazovaniya v Rossii» // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. — 2022. — № 8. — S. 119–121. — EDN SCFNSC.

10. Timonin A.N. Rossiya mezhdu proshlym i budushchim: opyt problemno-teoreticheskogo analiza fragmentov perekhodnogo sostoyaniya yuridicheskogo obrazovaniya i nauki // Vestnik Instituta prava Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2022. — № 2 (14). — S. 23–34. DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2022.14.3. — EDN HTJNXJ.

11. Ustinovich E. S. Rol’ domohozyajstv v cifrovoj transformacii obrazovatel’nogo processa // Aktual’nye problemy obshchestva, ekonomiki i prava v kontekste global’nyh vyzovov: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 31 yanvarya 2022 g. — M.: OOO «Institut razvitiya obrazovaniya i konsaltinga», 2022. — S. 178–182. — EDN XFBCOT.

12. Ustinovich E. S. O sovremennom sostoyanii informacionnogo, komp’yuternogo i telekommunikacionnogo obespecheniya obrazovatel’nogo processa vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2022. — № 2. — S. 87–95. DOI: 10.33920/pol-01-2202-01. — EDN OCHWJZ.

13. Ustinovich E. S. Gosudarstvennaya politika raskhodov na NIOKR i ee ekonomicheskoe izmerenie: Izrail’, YUzhnaya Koreya, SHveciya, YAponiya, Avstriya // Innovacionnyj put’ razvitiya kak otvet na vyzovy novogo vremeni: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, CHelyabinsk, 17 sentyabrya 2020 g. — Ufa: OOO «OMEGA SAJNS», 2020. — S. 69–73. — EDN GMOFZA.

14. Ustinovich E. S. Upravlenie chelovecheskim kapitalom: normy, pravo, innovacionnye metody dlya opredeleniya urovnya kompetencij trudovyh resursov // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2020. — № 12. — S. 27–44. DOI: 10.33920/pol-01-2012-03. — EDN FTRRIV.

15. Ustinovich E. S. Ob interese lichnosti k trudovoj deyatel’nosti v strukture sovremennyh tendencij HR-processov v organizacii: voprosy teorii i praktiki // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2020. — № 8. — S. 43–56. DOI: 10.33920/pol-01-2008-05. — EDN NOHVPJ.

16. Ustinovich, E. S. Politicheskie i ekonomicheskie sankcii v otnoshenii Rossii: voprosy regional’noj integracii / E. S. Ustinovich, L.A. Keleman // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. — 2020. — T. 10, № 2. — S. 81–88. — EDN MGBBFR.

17. Ustinovich E. S. Cifrovizaciya social’noj sfery v Rossii // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2019. — № 2. — S. 32–36. — EDN SRAPFR.

18. Ustinovich E. S. Gos-web, digital i social’no-trudovye riski v epohu cifrovizacii // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2019. — № 3. — S. 5–22. — EDN YZSAJV.

19. Falunina E.V. Rol’ prepodavatelej vysshej shkoly v formirovanii gotovnosti budushchih pedagogov k rabote v sovremennom obrazovanii polikul’turnoj Rossii // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 2 (58). — S. 172–183. DOI: 10.51944/20738498_2022_2_172. — EDN RGOXUE.

20. Chernikova, I.Yu. Razvitie profil’nogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii / I.Yu. Chernikova, O. P. Osipova // Nauka i shkola. — 2022. — № 2. — S. 40–50. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-40-50. — EDN BLUBIG.

21. Ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii v integracionnyh raznourovnevyh sistemah / Yu.V. Zabajkin, E.V. Krasavina, V.A. Sologub, I.A. Hasheva // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2022. — № 2 (48). — S. 186–192. DOI: 10.25726/ d3082-4921-4797-x. — EDN DZMURF.1–4797-x. — EDN DZMURF.

Статья поступила 05.12.2022.

The article was received on 05.12.2022.

В новый 2023 г. Российское государство и общество вошли с необходимостью решения в сфере образования целого ряда не только накопившихся ранее вопросов и проблем, но и приобретенных непосредственно в течение 2022 г. Сложившаяся, прежде всего внешнеполитическая, обстановка не оставила никаких сомнений в необходимости отказа от так называемой Болонской системы, в связи с чем на правительственном уровне были приняты соответствующие решения.

Экспертное научное сообщество принялось высказываться и обмениваться своими позициями по предстоящим трансформациям в системе как школьного, так и высшего образования.

В настоящей статье представлены мнения российских ученых, преимущественно докторов наук, представляющих собой различные отрасли современной российской науки — философов, политологов, социологов, юристов, экономистов о направлениях преобразований в российской системе образования на ближайшую перспективу.

Так, С.М. Рукавишников подчеркивает, что «ставшее беспрецедентным в 2022 г. экономическое и социокультурное давление государств Запада на Россию, к сожалению, коснулось и сферы образования и науки. Случаи отказа в продолжении обучения студентов из России в университетах Европы, равно как и прецеденты одностороннего разрыва партнерских связей со стороны исследовательских сообществ и редакций научных журналов стран Запада, заставляют по-новому взглянуть как на путь развития российского образования и науки в глобальном измерении, так и на ценность Болонской модели для современной России. Естественным отражением сложившейся ситуации в российской научно-образовательной политике стал отказ от участия в Болонском процессе» [8].

В связи со сложившимся окончательным пониманием неприятия и неравноправности российской стороны как участницы Болонского процесса практически всеми ее участниками были сделаны абсолютно правильные и соответствующие текущей ситуации меры государственного реагирования.

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Государственная образовательная политика в России: дайджест экспертных оценок. Часть I. Современные вопросы и проблемы. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: