В рамках трудовых правоотношений каждая из сторон (как работник, так и работодатель) обладают своими правами и обязанностями. Регулирование отношений между сторонами осуществляется трудовым законодательством, а также иными нормативно-правовыми актами.
Один из ключевых законов, регулирующих вопросы, связанные с организацией и оплатой труда, является ТК РФ (Трудовой кодекс Российской Федерации). В частности, данный кодекс устанавливает требования к условиям труда, а также права работников. Но, к сожалению, далеко не всегда представители нанимателей (по незнанию или же намеренно) соблюдают требования законодательства, в связи с чем этот момент нужно контролировать.
Внешний контроль, связанный с расчетами с сотрудниками можно условно подразделить на несколько видов:
• Социальный контроль
Реализация данного вида контроля возложена на специалистов государственного органа — инспекции по труду.
• Экономический контроль
Функция по экономическому контролю передана сразу двум органам — ИФНС (Инспекции Федеральной налоговой службы) и внебюджетным фондам.
В настоящий момент наиболее актуальным является вопрос, касающийся социального контроля, о котором и пойдет речь в рамках данной статьи.
Основным органом, сотрудники которого встают на защиту прав занятого населения, является Трудовая инспекция (или Инспекция по труду). Другое название инспекции — Роструд, он был создан на основании постановления правительства Российской Федерации, изданного 30 июня 2004 года.
Государственная трудовая инспекция, в свою очередь, входит в состав Федеральной службы по труду и занятости. А Федеральная служба по труду и занятости состоит из федерального надзорного органа, а также территориальных инспекций по труду, созданных во всех регионах Российской Федерации.
В ходе работы сотрудники Трудовой инспекции руководствуются ТК РФ, а также положениями об инспекции труда, определяющими их полномочия и функции. Кроме того, деятельность инспекции регламентируется Федеральным законом «Об инспекции труда в промышленности и торговле».