По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3508; 349.2 DOI:10.33920/pol-2-2010-06

Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права (окончание)

профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва

В статье анализируются проблемы соотношения административного и трудового права России при регулировании отношений на государственной гражданской службе, с рассмотрением возможности субсидиарного применения норм трудового законодательства РФ при регулировании отношений на гражданской службе. Сделан вывод о нетождественности собственно государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной гражданской службой. В связи с этим обозначены перспективы развития гражданской службы в целях дальнейшего укрепления публично-правового статуса гражданских служащих.

Литература:

1. Обухов В.М., Чайкин Э.В., Гатиев А.Х. Тория государства и права. Учебное по собие для вузов. — M.: RAINBOW 2000, 2002. — С. 138.

2. Бошно С.В. Теория государства и пра ва: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007. — С. 232.

3. Антошина Н.М. Указ. соч. С. 99.

4. Служебное право Российской Фе дерации : учеб. пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. — С. 59.

5. Там же. С. 52.

6. Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — С. 160.

7. Чиканова Л.А. Применение трудово го законодательства к служебным отно шениям на государственной гражданской службе: теория и практика. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. — С. 15-16.

8. Ершова Е.Е. Указ. соч. — С. 14.

9. Пашерстник А.Е. Указ. соч. — С. 113.

10. Чаннов С.Е. Системное построение законодательства о противодействии коррупции в контексте формирования служебного права // Государство и право. 2017. — № 7. — С. 50.

11. Ершова Е.А. Указ. соч. — С. 10-11.

12. Ноздрачев А.Ф. От концепции ре формирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации. — Модернизация экономики России: Итоги и перспекти вы. Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 2. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 184.

13. Ноздрачев А.Ф. Современное зна чение статьи С.С. Студеникина «Советская государственная служба» // Администра тивное право: теория и современность. Сборник научных трудов, посвященных 100-летию со дня рождения С.С. Студе никина / А.Б. Агапов, Г.А. Кузьмичева, Л.В. Куншина, М.С. Студеникина; отв. ред. Л.Л. Попов. — М.: ТК Велби, Изд-во Про спект, 2006. — С. 25.

14. Служебное право Российской Феде рации : учебное пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. — С. 52.

15. Ершова Е.А. Указ. соч. — С. 9.

16. Гришковец А. Нужна присяга // Пре зидент. Парламент. Правительство. 1997, июнь. — С. 45-47.

17. Перечень поручений по итогам заседания Совета по противодействию коррупции, состоявшегося 26 января 2016 года [Электронный ресурс]. — Ре жим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/51361 (дата обраще ния: 06.06.2020).

18. Сергей Иванов провел заседание президиума Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс]. — Ре жим доступа: http://kremlin.ru/events/ administration/52540 (дата обращения: 20.06.2020).

Термин «субсидиарность» имеет латинское происхождение (от лат. subsidiarus — вспомогательный). В теории государства и права субсидиарное применение права рассматривается как один из способов преодоления пробела в праве, а именно преодоление по аналогии. Следует сказать, что аналогия применяется обычно в одной отрасли права, но возможно и межотраслевое применение. Такая межотраслевая аналогия получила название «субсидиарной» (резервной, вспомогательной) аналогии. Сущность ее в том, что при отсутствии в определенной отрасти права для применения аналогии закона, возможно обращение к правовым предписаниям другой отрасли [1]. Субсидиарное применение права — способ преодоления пробелов в праве, при котором правоприменительное решение применяется на основе нормы другой отрасти права [2].

Казалось бы, субсидиарное применение осуществляется во благо и призвано преодолеть существующие пробелы в праве, обеспечить права заинтересованных лиц в условиях, когда в силу тех или иных причин законодатель соответствующий пробел не устранил. Однако практика показывает, что возможны случаи, когда субсидиарное применение идет не во благо, а во вред. Вот лишь один, но, как представляется, весьма показательный пример из области государственной гражданской службы. Как известно, стабильность гражданской службы — один из ее основополагающих принципов, закрепленных в ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ. Подобного принципа применительно к работникам ни Трудовой кодекс РФ, ни другие федеральные законы, содержащие нормы трудового права, не содержат, что вполне закономерно, т.к. в условиях рыночной экономики существует свободный рынок труда, работники могут опять же свободно искать и менять работодателя, условия которого им покажутся предпочтительнее по сравнению с предыдущим. Трудовой кодекс РФ позволяет применительно к ряду категорий работников законно заключать трудовые договоры на определенный срок. Иначе обстоит дело на гражданской службе.

В случаях, предусмотренных п. 1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ, служебный контракт с гражданским служащим также может быть заключен на определенный срок. В частности, это возможно в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители».

Для Цитирования:
, Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права (окончание). Вопросы трудового права. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: