Приказом Росстандарта утвержден ГОСТ Р 59848-2021 «Автомобильные транспортные средства категорий М2 и М3. Технические требования и методы испытаний». Особенностью данного национального стандарта является то, что при его разработке учтены результаты собственных независимых проверок, проводимых ведомством на отечественном рынке автобусной техники.
Росстандарт осуществляет функции по государственному надзору за соответствием автомобильной техники требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Начиная с 2019 г., проводятся массовые проверки автобусной техники, в том числе в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации. Проверки включают в себя проведение натурных испытаний с применением методов разрушающего контроля. Необходимость проверок вызвана высоким уровнем аварийности автобусной техники, а также с учетом поручений главы государства, в соответствии с которыми к 2024 г. необходимо обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 г., а к 2030 г. — обеспечить стремящиеся к нулю показатели смертности.
По результатам испытаний выявлены как многочисленные нарушения установленных требований, так и несовершенство установленных действующими нормативно-техническими документами требований.
В связи с этим в настоящее время реализуются не только меры административного характера, направленные на устранение выявленных нарушений, но и мероприятия по совершенствованию технических требований к автобусной технике.
Так, с ноября 2019 г. Росстандартом, являющимся компетентным административным органом Российской Федерации в соответствии Женевским соглашением 1958 г., на площадке Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН (WP29), ведется работа по внесению изменений в Правила ООН № 66, поскольку по результатам натурных испытаний были выявлены проблемы, которые не учитываются при оценке соответствия автобусов, но напрямую влияют на безопасность пассажиров в случае попадания транспортных средств в ДТП. Речь идет о работоспособности аварийных люков в случае опрокидывания. В соответствии с действующими требованиями их оценка производится в статическом состоянии, а аварийные люки, естественно, обязаны работать именно в случае аварийной ситуации. Также необходимо исключить травмирование пассажиров элементами экстерьера салона — багажными полками, огнетушителями и аварийными молотками. Кроме того, в предложениях Российской Федерации отражено требование проводить подтверждения соответствия по Правилам ООН № 66 только натурными испытаниями, а разрешенные сейчас цифровое моделирование и квазистатические испытания отнести к предварительному этапу подготовки автобуса к сертификационным испытаниям. Данные проблемы были учтены при разработке ГОСТ Р 59848-2021.