По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Гос-web, digital и социально-трудовые риски в эпоху цифровизации

Елена Степановна Устинович д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики, Юго-Западный государственный университет, руководитель курского отделения Национального союза политологов

В настоящей статье представлен краткий обзор социально-трудовых изменений, вызванных процессами национальной цифровизации в странах мира, в том числе в России. Показано, что цифровизация государственного управления (гос-web), экономики необратимым образом отразится на трансформации рынка труда. В этой связи определены политико-государственные риски и необходимость развития социального партнерства.

Литература:

1. Указ президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html.

2. Указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558// (дата обращения: 04.11.2018).

4. Распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221756/ (дата обращения: 04.11.2018).

5. Распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 22.10.2018).

6. В. Путин. О наших экономических задачах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2012/01/30/putin-ekonomika.html.

7. Греф: Сбербанк сможет принимать 80 % решений искусственным интеллектом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/economy/20160908/1476449735.html.

8. Медведев Д. А. Россия-2024: стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. — 2018. — № 10; Глазьев С. Великая цифровая экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://izborsk-club.ru/14013 (дата обращения: 19.01.2019).

9. Устинович Е. С. Государственная политика цифровизации трудовых отношений // Известия ЮЗГУ. Серия. История. Право. — 2018. — № 1. — С. 100.

10. Устинович Е. С. Социальное государство в условиях информационного развития // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 11. — С. 24.

11. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 7. — С. 34.

12. Сравнительное исследование ОЭСР «Стратегии цифровых правительств для преобразования общественных услуг в области благополучия» (2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.oecd. org/gov/digital-government/Digital-Government-Strategies-Welfare-Service.pdf (дата обращения: 16.10.2018).

13. ОЭСР (2011) «Совместно для улучшения государственных услуг: партнерство с гражданами и гражданским обществом» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dx.doi. org/10.1787/9789264118843-en (дата обращения: 30.01.2019).

14. Проект Европейской комиссии от 13.06.2016 «Взгляд на общественные услуги» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ec.europa.eu/information_society/newsroom/cf/dae/document. cfm?doc_id=3179 (дата обращения: 19.12.2018).

15. Рабочие материалы ОЭСР «Использование социальных медиа правительствами: политический курс для обсуждения тенденций, определения возможностей политики и руководства лицами, принимающими решения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dx.doi.org/10.1787/sti_outlook2012–6-en (дата обращения: 22.12.2018).

16. Жизнь в мире цифровых возможностей Нассау, Багамские острова 11–14 июля 2017 г. Предварительная программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.itu.int/en/ITU-D/Conferences/ GSR/Documents/GSR2017/GSR-17_Provisional-Agenda_Russian.pdf.

Для России всегда имело значение исследование и частичное использование положительного опыта информационно-технологического развития современных национальных государств мира, так как порой мы как государство становились на этот путь несколько позже вследствие причин, которые носили характер социально-политических трансформаций, тормозивших данное развитие.

Сегодня мир находится в новом технологическом тренде — цифровой трансформации. Переход к цифровым технологиям в мире продолжается уже несколько лет и охватывает различные отрасли экономики и общественного производства — от СМИ и туризма до сельского хозяйства и здравоохранения.

Социальная сфера жизни включает в себя различные системы, одной из которых является образование. Разные страны по-разному подходят к цифровизации в данной области.

Так, в Скандинавских странах традиционная доставка образования основана на предпосылке относительно небольших изменений — что окружающий мир не сильно изменится после лет становления и что люди не очень мобильны. Как следствие, сегодняшние образовательные традиции и системы были в основном развиты до того, как были поняты методы коллективного ускоренного обучения. Ускоренное обучение, которое распознает предпочтительные стили обучения студентов, в сочетании с цифровизацией ускоряет и улучшает процессы проектирования и обучения, повышая экономическую эффективность. В среднем интенсивность инноваций наиболее высока в высшем образовании, где самые высокие доли частного финансирования образования обнаруживаются, причем среднее и начальное образование примерно равны по уровню их инноваций1 . Метод инноваций в образовании выше среднего по сравнению с другими секторами, инновации в области продуктов и услуг ниже среднего уровня, а технологические инновации — на среднем отраслевом уровне.

Массовые открытые онлайн-курсы — глобальная революция через онлайн-обучение. Онлайн-образование в начале радикальной трансформации. Появляются новые массовые онлайн-курсы (также называемые MOOCs), изменяющие фундаментальные структуры затрат традиционных университетов: переход от трудоемкого обучения с высокими предельными издержками, масштабируемое совместное онлайн-обучение с очень ограниченными предельными издержками.

Для Цитирования:
Елена Степановна Устинович, Гос-web, digital и социально-трудовые риски в эпоху цифровизации. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: