Общественный транспорт в эпоху доминирования концепции личного автомобиля становится все более значимым: борьба с транспортными заторами, как отмечают исследователи из разных университетов, возможна путем стимулирования граждан к использованию городских автобусов и троллейбусов, трамваев и маршрутных транспортных средств большой вместимости. В контексте данной статьи рассмотрим, какие варианты использования городского пассажирского транспорта предлагаются в разных странах мира.
КНР. Ученые отмечают, что пассажирский транспорт расценивается как удобный и быстрый способ передвижения по населенным пунктам Китая. Это детерминировано несколькими важными факторами: во-первых, протяженностью автомагистралей (по этому показателю Китай занимает первое место в мире, обогнав США почти в два раза); во-вторых, используется удобная система тарификации билетов. Последняя предусматривает серьезные скидки для пассажиров, которые используют считывающие карты для оплаты проезда. Тарифы дифференцированы на две большие категории: общий билет и месячный (этот условно делится на студенческий — 20 юаней, взрослый — 45 юаней, комбинированный — 90 юаней). Общий билет бывает разовым и постоянным. При этом на обычную карту предусматривается скидка 40%, для студентов — 20%. Обычная карта при этом стоит 0,4 юаня за поездку, а студенческая — 0,2 юаня. Столь гибкая и удобная система скидок привела к тому, что в 2019 году доля общественного автомобильного транспорта в КНР составляет около 50%. Железнодорожный находится на условном втором месте с 34%. На третьей позиции — такси (15%) [3].
США. Доля общественного транспорта — 1/5 от общего количества всех перевезенных пассажиров. При этом основная часть транспортных предприятий — муниципальная. Отсутствие частных перевозчиков на рынке объясняется просто: затраты за час работы фирмы оцениваются в 30–50 долларов. Эта сумма не дает возможности для активного развития коммерческого сектора, так как рентабельность предприятий транспортного сектора оставляет желать лучшего.