По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Городской пассажирский транспорт: форматы функционирования в основных странах мира

Личный автомобиль в России и в зарубежных странах все более рассматривается как элемент комфорта. Однако распространение собственных ТС привело и к неблагоприятным ситуациям: транспортные заторы стали обыденностью для большинства городов. Решение проблемы видится в расширении практики использования городского пассажирского транспорта. Это возможно несколькими путями, в том числе, используя зарубежный опыт. Автор анализирует практику нескольких государств мира по представленному вопросу. КНР, ориентируясь на расширение магистралей, дифференцирует тарифы для пассажиров в целях активизации использования маршрутных транспортных средств. США делает акцент на субсидировании муниципальных предприятий, организующих перевозку пассажиров. Страны ЕС пытаются создать единые правовые механизмы функционирования общественного транспорта, ориентируясь в первую очередь на финансировании выпадающих доходов за счет муниципальных средств. В Финляндии местные органы власти решают сразу три задачи при функционировании системы пассажиропотока: во-первых, маршруты распределяются на конкурсной основе между разными организациями (это провоцирует снижение цен); во-вторых, пассажиров привлекают к использованию городского транспорта, объявляя различные маркетинговые акции; в-третьих, для оплаты проезда тотально используются СМАРТ-карты. Думается, что некоторые механизмы развития городского пассажирского транспорта могут быть используемы и в России: например, тотальное внедрение СМАРТ-карт поможет юридически «очистить» финансовый сектор предоставляемых услуг, упростит использование автобусов, троллейбусов и трамваев для граждан.

Литература:

1. Гукетлев Ю.Х, Ткачева Я.С., Гукетлев Э.Ю. Зарубежный опыт развития городского пассажирского транспорта. URL://https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razvitiyagorodskogo-passazhirskogo-transporta

2. Лисеенко В.И. Особенности и специфика перевозок, международное сотрудничество и государсвенный контроль на транспорте: опыт зарубежных стран. URL:://https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-spetsifika-perevozok-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvoi-gosudarsvennyy-kontrol-na-transporte-opyt-zarubezhnyh-stran

3. Рыжова А.С., Жевтун И.Ф., Чжан И., Безматерных К.Л. Городские общественные автобусные перевозки в КНР. URL://https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-obschestvennye-avtobusnyeperevozki-v-knr

Общественный транспорт в эпоху доминирования концепции личного автомобиля становится все более значимым: борьба с транспортными заторами, как отмечают исследователи из разных университетов, возможна путем стимулирования граждан к использованию городских автобусов и троллейбусов, трамваев и маршрутных транспортных средств большой вместимости. В контексте данной статьи рассмотрим, какие варианты использования городского пассажирского транспорта предлагаются в разных странах мира.

КНР. Ученые отмечают, что пассажирский транспорт расценивается как удобный и быстрый способ передвижения по населенным пунктам Китая. Это детерминировано несколькими важными факторами: во-первых, протяженностью автомагистралей (по этому показателю Китай занимает первое место в мире, обогнав США почти в два раза); во-вторых, используется удобная система тарификации билетов. Последняя предусматривает серьезные скидки для пассажиров, которые используют считывающие карты для оплаты проезда. Тарифы дифференцированы на две большие категории: общий билет и месячный (этот условно делится на студенческий — 20 юаней, взрослый — 45 юаней, комбинированный — 90 юаней). Общий билет бывает разовым и постоянным. При этом на обычную карту предусматривается скидка 40%, для студентов — 20%. Обычная карта при этом стоит 0,4 юаня за поездку, а студенческая — 0,2 юаня. Столь гибкая и удобная система скидок привела к тому, что в 2019 году доля общественного автомобильного транспорта в КНР составляет около 50%. Железнодорожный находится на условном втором месте с 34%. На третьей позиции — такси (15%) [3].

США. Доля общественного транспорта — 1/5 от общего количества всех перевезенных пассажиров. При этом основная часть транспортных предприятий — муниципальная. Отсутствие частных перевозчиков на рынке объясняется просто: затраты за час работы фирмы оцениваются в 30–50 долларов. Эта сумма не дает возможности для активного развития коммерческого сектора, так как рентабельность предприятий транспортного сектора оставляет желать лучшего.

Для Цитирования:
Игорь Сергеевич Константинов, Городской пассажирский транспорт: форматы функционирования в основных странах мира. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: