По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 352.07

Городское общественное пространство и социальные риски

Матвеева Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Россия, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6. E-mail: info@mon.gov.ru

В статье уделяется внимание проблеме социальных рисков, предопределяющих социальное, экономическое и политическое развитие органов региональной и муниципальной власти. Рассматривается определение «социальных рисков» в исторической ретроспективе и с учетом современной динамики развития. Предлагается авторское определение социальных рисков, согласно которому доминирующее влияние на уровень жизни и благосостояния всего общества и отдельных граждан оказывает экономический фактор. Отмечено, что основным субъектом социального управления на федеральном уровне является государство, а на региональном — муниципалитеты, в частности городские округа. Представлены результаты экспертного оценивания при непосредственном участии автора исследования, направленного на прогнозирование рисков социального напряжения в муниципальных образованиях Кемеровской области. Целью экспертной оценки явилось выявление наиболее сложных проблем и способности глав муниципальных образований находить оперативные решения. В качестве критериев анализа социальных рисков учитывались степень их «остроты», примерное количество вовлеченных человек и количество человек, готовых принять участие в протестных акциях.

Статья поступила 12.08.2018 г.

Литература:

1. Аман Тулеев выступил с бюджетным посланием на 2018 год и отчитался о результатах деятельности обладминистрации в 2017 году. 23.11.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kemoblast.ru/news/e-konomika/2017/11/23/aman-tuleevvystupil-s-byudzhetnym-poslaniem-na-2018-god-i-otchitalsya-o-rezultatah-deyatelnostiobladministratsii-v-2017-godu.html (дата обращения 06.08.2018).

2. Большие перемены. Что ждет Кузбасс при Цивилеве? 02.04.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nk.life/2018/04/02/bolshie-peremeny-chto-zhdyotkuzbass-pri-tsivileve.html (дата обращения 06.08.2018).

3. Будько Е.В., Евстифеева Е.А. Риски современной социальной ситуации в России // Вестник ТГУ. — 2012. — Вып. 2 (106). — С. 264–269.

4. Глава Тисульского района сменила работу после ЧП в Белогорске. 22.01.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://o-gorod.net/news/353638/ (дата обращения 06.08.2018).

5. Глава Юргинского района отстранен от должности. 30.01.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta.a42.ru/lenta/news/glava-yurginskogo-rajonaotstranyon-ot-dolzhnosti (дата обращения 06.08.2018).

6. Горин А.Е. Становление системы государственного управления социальными рисками в современной России // Преподаватель ХХI век. — 2010. — № 1. — С. 338–342.

7. Кисляков М.М. Становление системы местного самоуправления в регионах России // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Я.Ю. Шашковой, Н.П. Коробковой, Т.А. Асеевой. — Барнаул, 2018. — С. 57—59.

8. Кисляков М.М. Региональный политический маркетинг как составная часть публичной политики // Вестник Воронежского государственного университета. — Серия История. Политология. Социология. — 2017. — № 2. — С. 67–74.

9. Корф В.И. Управление рисками в сфере социальной защиты населения // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — № 1. — С. 146–149.

10. Матвеева Е.В., Украинцев И.С. Критерии и оценка эффективности работы института муниципальной власти в Кемеровской области (по результатам регионального исследования) // Инновационное развитие муниципальных образований: Материалы V Международной научно-практической конференции / Отв. ред. К.И. Галынис. — Чита, 2017. — С. 120–125.

11. Матвеева Е.В., Украинцев И.С., Украинцева Д.А. Управление социальными рисками в сфере местного самоуправления (на материалах экспертной оценки) // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2018. —Т. 24. — № 4. — С. 85–91.

12. Павлова М.В. Инструменты управления рисками социально-экономического развития региона // Вестник института экономики и управления НовГУ. — 2016. — № 1(20). — С. 55–61.

13. Силласте Г.Г. Социальные риски кризисов транзитивного развития: методологический социологический дискурс // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2016. — № 3. — Т. 6. — С. 6–17.

14. Социальная политика: энциклопедический словарь / Под. ред. Н.А. Волгина. — М., 2005. — 687 с.

15. Шарин В.И. Социальные риски как угрозы социальному положению и защита от них // Известия УрГЭУ. — 2013. — Вып. 6. — С. 118–124.

Одним из компонентов современного общества выступает категория «социального риска», наиболее ярко проявляющаяся в условиях кризиса, характеризующегося социальной, экономической и политической нестабильностью. В то же самое время любое даже самое стабильно развивающееся государство имеет проблемы, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут трансформироваться из латентного состояния в открытую фазу противостояния между различными социальными группами общества и органами власти. В связи с этим государственное управление через систему местного самоуправления способно своевременно реагировать на обострившиеся проблемы, применяя эффективные механизмы управления социальными рисками [10]. Одним из таких механизмов является проведение научных исследований феномена социальных рисков через систему экспертных оценок, что позволяет проанализировать воздействие социальных рисков на экономическую, социальную и политическую стабильность региональной власти и в целом региона.

Начало исследования термина «социальные риски» следует отнести к работе У. Бека «Общество риска» и работе Н. Лумана «Социологическая теория». Ученые акцентируют внимание не только на появлении в современных постиндустриальных обществах техногенных и социогенных рисков, но и выделяют комплекс причин, продуцирующих «общество риска». Основная причина социальных рисков, по мнению У. Бека, в классовом делении социальных групп. Существует закономерность распределения социальных рисков в обществе между уровнем доходов и социальным статусом человека.

При этом, стремительно распространяясь в обществе, социальные риски несут в себе «социальный эффект бумеранга», т.е. индивидуумы, классы и государства, обладающие богатством и властью, постепенно сами начинают попадать в «рискогенные ситуации», даже в том случае, если именно они произвели эти социальные риски и извлекали из них определенную выгоду в прошлом [3].

Проблема исследования рисков в отечественных и зарубежных исследованиях с момента своего появления приобрела междисциплинарный характер изучения. При этом риски в большей степени подвергались научному анализу в рамках социальной психологии, экономики, риск-менеджмента, экологии человека, в меньшей степени в социологии и практически не рассматривались с позиции политической науки.

Для Цитирования:
Матвеева Елена Викторовна, Городское общественное пространство и социальные риски. Вопросы культурологии. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: