Статья поступила 13.03.2019 г.
В социальном пространстве любого города формируется уникальная культура, придающая ему индивидуальность и выступающая в качестве одного из наиболее значимых факторов, отличающих его от других городов. Несмотря на то что она в свою очередь складывается из многих субкультур, отражающих особенности сознания и поведения различных групп городского населения, городская культура может рассматриваться как целостность, как диссипативная система, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия со средой.
В обществе, характеризующемся высоким уровнем социальной нестабильности, эволюция этой системы содержит в себе две возможности. Первая связана с реализацией способности городской субкультуры к консолидации городского сообщества. В результате субкультура превращается в инструмент социальной конъюнкции, которую можно рассматривать как цепь событий, состоящих из отдельных поведенческих актов, динамически структурирующих и наполняющих собой вертикальный и горизонтальный векторы социальной консолидации через действия и коммуникацию субъектов данных векторов — индивидов и групп, включая властвующую группу [2. С. 54]. Вторая возможность определяется перспективой превращения субкультуры в фактор социальной дизъюнкции, определяемой как процесс «расстройства, рассогласования и распада интеграционных средств, сопровождающийся ослаблением консолидационных потоков и проблематизацией основной цели интеграции — социального воспроизводства общества» [3. С. 11].
Задача создания условий для реализации первой и минимизации второй из рассматриваемых возможностей предполагает эффективное регулирование субкультурных процессов в городе, значимость которого в современных условиях возрастает. Однако такое регулирование может быть эффективным лишь при условии ясного представления о специфике культурных процессов в динамично меняющейся городской среде, которое в современных условиях приобретает сетевой характер, органически соединяя социальные, природнобиологические и технико-технологические компоненты.