Транспортная отрасль России переживает период значительных изменений и трансформаций, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. В условиях стремительного роста городского населения, увеличения мобильности граждан и глобальных вызовов, таких как экологические проблемы и необходимость цифровизации, актуальность вопроса о развитии транспортных услуг становится более чем очевидной. В последние годы наблюдается активное внедрение новых технологий, таких как каршеринг, кикшеринг и агрегаторы такси, которые не только изменяют привычные модели передвижения, но и значительно влияют на экономику и социальную жизнь населения.
Цифровая трансформация в транспортно-логистической отрасли становится мощным двигателем внедрения цифровых решений в различных секторах экономики. В частности, цифровизация транспортных средств и развитие беспилотного транспорта способствуют прогрессу в области микроэлектроники и программного обеспечения. Внедрение беспилотных авиационных систем приобретает особую значимость для освоения удаленных регионов России, таких как Сибирь, Арктика и Дальний Восток.
Транспортный сектор демонстрирует одни из самых высоких темпов цифровой трансформации, следуя за отраслями с изначально высокой цифровой составляющей — финансами, телекоммуникациями и ретейлом. Гибкость транспортно-логистической отрасли, основанная на ее высоком уровне цифровой зрелости, позволила российскому экономическому комплексу быстро адаптироваться к новым условиям.
Россия занимает лидирующие позиции в ряде направлений: от беспилотного транспорта всех видов до цифровизации железных дорог и интегрированных транспортных систем городских агломераций, таких как Москва. Агрегаторы такси и каршеринг также становятся важными элементами этого процесса. В современных условиях, особенно с учетом импортозамещения, это создает значительный экспортный потенциал.
Решения в рамках концепции Mobility-as-a-Service (MaaS) кардинально меняют подход к использованию общественного транспорта, обеспечивая пассажиров необходимыми данными и удобством.