По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Гончарные шедевры Оятского края

Керамист Николай Васильевич Подрезов знаменит тем, что возрождает традиции оятской (вепской) керамики — гончарного промысла Ленинградской области. Подрезов удостоен высших наград в области народного творчества: в 2013 г. мастер получил звание «Народный мастер России», в 2014 г. стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России».

Этот удивительный творческий человек работает в сфере культуры Ленинградской области с 1977 г.

Деятельность Николая Подрезова началась на заводе керамических изделий в пос. Померанье Тосненского района под руководством потомственного гончара Н.И. Гончара. В 1995 г. в Российском этнографическом музее состоялась его первая персональная выставка, за которой последовало участие во всероссийских и международных фестивалях гончаров. Сегодня Николай Подрезов — ведущий методист декоративно-прикладного искусства отдела народного творчества Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Учебно-методический центр культуры и искусства».

С 2008 г. Н.В. Подрезов занимается возрождением народной керамики. Была проведена большая и трудоемкая работа по возрождению технологии изготовления исконно русских гончарных изделий оятской керамики, бытовавших на территории Лодейнопольского района Ленинградской области.

Ижорцы — представители отдельной ветви генеалогического древа финно-угорского народа. В конце I тысячелетия потомки карелов и финнов поселились в Ингерманланде — землях к югу от Невы и Финского залива, называемых Ижорой. Тот факт, что и сейчас оставшиеся представители этого малочисленного народа живут на северо-западе Ленинградской области, говорит о преданности этих людей своим корням. Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов. Посуда береговая, округлой формы. Лепная глиняная оятская игрушка тоже приземистая. В последнее время она немного изменила свой вид: преобразилась из простой однофигурной крестьянской игрушки-свистульки в виде сказочных птичек, коней, всадников, барашков в многофигурные композиции на темы русского фольклора.

Изображения наносятся на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки. Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка, что позволяет получать рельефные узоры. Орнамент рисуется жидко разведенной глиной по глине. Истинные цвета — это черный и белый. Изредка применяется зеленая краска (медный купорос) и еще те, которые можно получить из глины, если смешать ее с натуральными природными красителями. Узоры состоят из простейших геометрических и изобразительных элементов. Орнаментальные мотивы необычайно любопытны. К примеру, волна — значит жизнь, цветок — вселенная. А если вы увидите птичьи лапки, то знайте, что птица обозначает связь времен.

Для Цитирования:
Гончарные шедевры Оятского края. Дом культуры. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: