По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Голограмма как музейный предмет: от современных выставочных практик к понятию музеальности

Курбатова Е.И. хранитель фондов, Музей Оптики Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург
Схулухия Н.И. специалист по учебно-методической работе, Музей Оптики Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург
Бобрицкая Е.И. специалист по учебно-методической работе, Музей Оптики Университета ИТМО, канд. ф.-м. наук, г. Санкт-Петербург
Анисимова Н.Г. директор, Музей Оптики Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург
Шаров Д.Д. аспирант, Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург
Стафеев С.К. директор Центра выставочного проектирования, Университет ИТМО, профессор, д-р техн. наук, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается голография как актуальный метод записи информации, требующий рассмотрения с точки зрения ее определения как культурного феномена. В статье анализируется выставочный опыт Музея Оптики, благодаря которому голография как область научной деятельности получила широкое освещение не только в профильных кругах, но и стала доступна широкой публике. Выставочная практика стала отправной точкой в осмыслении голограммы как предмета музейного значения.

Литература:

1. Мясникова Л.А. Музейная практика как форма культурной памяти и наследования [Электронный ресурс] / Л.А. Мясникова // Дискуссия. — 2015. — № 9. — С. 99-101.

2. Букки М. Пособие по общественным связям в науке и технологиях. /М. Букки. — Москва: «АЛЬПИНА НОН-ФИКШН», 2018. — 586 с.

3. Мастеница Е.Н. Тезаурус музея: от эпохи энциклопедизма к эпохе Интернета / Е.Н. Мастеница // Философский век: альманах. — Вып. 27. — С. 281-288.

4. Оптоклоны атаковали столицу: выставка Magic of Light начала работу в Москве [Электронный ресурс]. / Электр. Данные. — Режим доступа: https://news.itmo.ru/ru/university_ live/leisure/news/5423/. (дата обращения: 23.11.2021). — Загл. с экрана.

5. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие. / О.С. Сапанжа. — СанктПетербург: РГПУ, 2007. — 116 с.

Еще в XX веке исследователями была определена тенденция взаимодействия общества и науки, получившая название «Общественное понимание науки». Охарактеризовать направление можно как проявление внимания и интереса в обществе к вопросам науки [2, c. 67].

Музей как социокультурный институт в данном случае играет одну из ключевых ролей в вопросах сохранения и интерпретации научно-технического знания. Аккумулируя знания в области науки и техники, вбирая в себя актуальные тенденции трансляции информации, музей является проводником специфической, узкопрофессиональной информации зрителю [3, c. 285].

В данном контексте Музей Оптики Университета ИТМО концептуально является отправной точкой, местом знакомства посетителя с продуктами передовых технологий в области оптики. Научно-технический по профилю, он находится на территории Университета ИТМО, в здании, когда-то принадлежавшему Государственному Оптическому Институту, где в 1954 году начал свою профессиональную деятельность один из основоположников оптической голографии Юрий Николаевич Денисюк.

Открытие Музея Оптики в одном из корпусов Университета ИТМО состоялось в 2008 году. Тогда были сделаны первые шаги к созданию пространства научной коммуникации и популяризации конкретных научных продуктов, в частности голограмм. Материальной базой экспонируемых предметов стала коллекция художественных голограмм, каталог оптического стекла, искусственные источники света разных времен, коллекция фотоаппаратов и т.д.

Путь развития и становления музея оказался длинным. Первые несколько лет работы музей фактически не был публичным, его могли посетить сотрудники и студенты Университета ИТМО, организованные школьные группы в рамках тематических занятий по курсу физики, а также гости Университета. Лишь спустя 7 лет его работы удалось обеспечить постоянную интерактивно-экскурсионную поддержку экспозиции для всех посетителей музея — жителей и гостей Санкт-Петербурга. Катализатором процесса стала выставка «Магия Света», состоявшаяся в 2015 году на базе Музея Оптики и реализованная совместно с Греческим институтом голографии. Выставка имела большой успех, а представленные на ней голограммы были созданы благодаря новейшим разработкам. Создание усовершенствованной технологии записи ультрареалистичных голограмм стало основной причиной к дальнейшей популяризации голографии в России и зарубежом.

Для Цитирования:
Курбатова Е.И., Схулухия Н.И., Бобрицкая Е.И., Анисимова Н.Г., Шаров Д.Д., Стафеев С.К., Голограмма как музейный предмет: от современных выставочных практик к понятию музеальности. Музей. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: