Еще в XX веке исследователями была определена тенденция взаимодействия общества и науки, получившая название «Общественное понимание науки». Охарактеризовать направление можно как проявление внимания и интереса в обществе к вопросам науки [2, c. 67].
Музей как социокультурный институт в данном случае играет одну из ключевых ролей в вопросах сохранения и интерпретации научно-технического знания. Аккумулируя знания в области науки и техники, вбирая в себя актуальные тенденции трансляции информации, музей является проводником специфической, узкопрофессиональной информации зрителю [3, c. 285].
В данном контексте Музей Оптики Университета ИТМО концептуально является отправной точкой, местом знакомства посетителя с продуктами передовых технологий в области оптики. Научно-технический по профилю, он находится на территории Университета ИТМО, в здании, когда-то принадлежавшему Государственному Оптическому Институту, где в 1954 году начал свою профессиональную деятельность один из основоположников оптической голографии Юрий Николаевич Денисюк.
Открытие Музея Оптики в одном из корпусов Университета ИТМО состоялось в 2008 году. Тогда были сделаны первые шаги к созданию пространства научной коммуникации и популяризации конкретных научных продуктов, в частности голограмм. Материальной базой экспонируемых предметов стала коллекция художественных голограмм, каталог оптического стекла, искусственные источники света разных времен, коллекция фотоаппаратов и т.д.
Путь развития и становления музея оказался длинным. Первые несколько лет работы музей фактически не был публичным, его могли посетить сотрудники и студенты Университета ИТМО, организованные школьные группы в рамках тематических занятий по курсу физики, а также гости Университета. Лишь спустя 7 лет его работы удалось обеспечить постоянную интерактивно-экскурсионную поддержку экспозиции для всех посетителей музея — жителей и гостей Санкт-Петербурга. Катализатором процесса стала выставка «Магия Света», состоявшаяся в 2015 году на базе Музея Оптики и реализованная совместно с Греческим институтом голографии. Выставка имела большой успех, а представленные на ней голограммы были созданы благодаря новейшим разработкам. Создание усовершенствованной технологии записи ультрареалистичных голограмм стало основной причиной к дальнейшей популяризации голографии в России и зарубежом.