По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.3 DOI:10.33920/pol-2-2402-06

Год семьи в Российской Федерации. Семьи с детьми в фокусе обязательного социального страхования

Истомина Елена Александровна доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, E-mail: eistomina2011@gmail.com
Федорова Марина Юрьевна доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, E-mail: fmulawkc@mail.ru

2024 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи. Социальная поддержка семей с детьми рассматривается как один из приоритетов политики, проводимой государством. В эту деятельность вовлечены различные субъекты, в том числе — работодатели, которые способствуют реализации прав работников с детьми в сфере обязательного социального страхования.

Литература:

1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс] / Правительство России. http://static. government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 18.02.2024).

3. О национальных целях развития РФ на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 21.07.2020.

4. О проведении в Российской Федерации Года семьи: Указ Президента РФ 22.11.2023 от № 875 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.11.2023.

5. О мерах социальной поддержки многодетных семей: Указ Президента РФ от 23.01.2024 № 63 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.01.2024

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

7. О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 4.

8. Иванчина Ю.В. Баланс интересов работника и работодателя при увольнении беременных женщин и одиноких мам // Кадровик. 2015. №2. С. 22–28.

9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.02.2024 № 12-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.02.2024.

10. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.

11. Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2022 № 309-ЭС21-21441 по делу № А7651816/2020 // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

12. Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2023 № 309-ЭС23-5380 по делу № А4710968/2021// Приводится по СПС КонсультантПлюс.

13. О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от 19.12.2023 № 620-ФЗ // Официальный интернетпортал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.12.2023

14. Паспорт проекта Федерального закона № 458127-8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статью 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (о сохранении права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста полутора лет)» // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

15. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru , 30.12.2013.

16. О государственных пенсиях: Закон СССР от 14.07.1956 (утратил силу) // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

17. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2021 по делу № 88-4742/2021 // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

18. Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 по делу № 88-7242/2023 // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

19. Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2022 № 884503/2022 по делу № 2-3501/2021 // Приводится по СПС КонсультантПлюс.

Появление ребенка в семье — событие, безусловно, радостное. Однако необходимость ухода за маленькими детьми, их воспитание требуют значительных усилий. Это умножается на экономические аспекты, поскольку очевидно, что рождение и воспитание детей означает сложность (временами — невозможность) для одного из родителей осуществлять деятельность, приносящую доход, при одновременном увеличении расходов. Поэтому молодые люди не всегда уверены в своем решении о том, должны ли в их семье быть дети, что не способствует достижению целей стабилизации и постепенного увеличения численности населения, заявленных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 [1]).

Масштаб демографической проблемы весьма наглядно показан в Прогнозе социально-экономического развития России — уменьшение численности населения трудоспособного возраста с 87,5 млн. человек в 2011 году до 77,4 млн. человек в 2030 году, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста — с 32,1 млн. человек до 40,7 млн человек к 2030 году. Если в 2011 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 году будет приходиться 831 нетрудоспособный. Это означает существенное повышение демографической нагрузки. [2]

Такие тенденции необходимо преодолевать всеми силами и средствами, поэтому решение проблемы депопуляции Российской Федерации — одна из насущных задач государства на современном этапе его развития. Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» одна из основных целей обозначена как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, а для ее достижения планируется, в частности, обеспечить устойчивый рост численности населения и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года [3].

Масштаб демографической проблемы весьма наглядно показан в Прогнозе социальноэкономического развития России — уменьшение численности населения трудоспособного возраста с 87,5 млн. человек в 2011 году до 77,4 млн. человек в 2030 году, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста — с 32,1 млн. человек до 40,7 млн человек к 2030 году. Если в 2011 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 году будет приходиться 831 нетрудоспособный. Это означает существенное повышение демографической нагрузки.

Для Цитирования:
Истомина Елена Александровна, Федорова Марина Юрьевна, Год семьи в Российской Федерации. Семьи с детьми в фокусе обязательного социального страхования. Вопросы трудового права. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: