На Руси каша составляла необходимую принадлежность свадебного пира, рождественских праздников, родин, крестин и похоронного обряда, чему имеются документальные свидетельства. На именинах ели обязательно кашу, и именинник посылал знакомым кашу или пирог с кашею. Такой пирог разламывали над головою именинника, и это означало, что жить ему в довольстве целый год. Чем более рассыпалась по нему каша, тем богаче будет жизнь. Молодые супруги тоже должны были собрать родственников на кашу. А те им говорили: «Будем рады опять в скором времени поесть у вас каши». Таким образом они намекали на скорейшие крестины первенца.
В русской кухне каши делились по консистенции на три основных вида — кашицы (жидкие), размазни (вязкие) и собственно каши (крутые, рассыпчатые)
Каша была постоянной спутницей крестин. Крестная приносила на крестины ребенка две каши — одну вкусную и сытную, ароматную, а другую пригорелую и пересоленную. Первая доставалась маме ребенка — чтобы ее жизнь и жизнь отпрыска и далее была сытной и успешной. А папе доставалась невкусная каша — чтобы он знал, как тяжело было его супруге вынашивать и тем более рожать ребенка. Но, конечно же, мама жалела папу и угощала его своим блюдом.
Разнообразие русских каш определялось прежде всего многообразием сортов круп, которые производились в России. Почти из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом. Самой любимой кашей была гречневая. Помимо крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую — велигорку и совсем мелкую — смоленскую. Зерна не дробились, как современный «продел», а окатывались круглыми. Кроме того, из гречихи получали так называемую обварную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши. В XIV–XV вв. вошла в употребление рисовая каша из привозного, а затем и своего так называемого акулининского или суходольного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях. Позднее, в XIX в., появились в России и привозные или искусственные виды круп — саго и розовая крупа из крахмала, которые, однако, употребляли довольно редко. Готовили и зеленую кашу из недозрелой ржи. Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную (крупные зерна), голландку (зерна помельче, но побелее), ячневую (совсем мелкую, как манная). Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы (ныне возделывается только в Закавказье, где называется «зандури»), пшенная (из проса), манная (из твердых пшениц), овсяная (из целого и дробленого овса). Полбой на Руси называли колосовое растение, среднее между пшеницей и ячменем. Она считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась главным образом для самых бедных.