Спроектировать матрицу — значит спланировать, какие товары, с каким характеристиками, в каких пропорциях, по каким ценам должны быть в ассортименте, с тем чтобы ритейлер реализовал заданный формат магазина (если офлайн) и получал заданную финансовую эффективность. При запуске нового формата это однократная большая работа, в действующей сети — постоянная корректировка и поддержка матрицы в актуальном состоянии в условиях изменения покупательского спроса, товарного предложения и конкуренции.
«Проектирование» матрицы и ее поддержание в эффективном состоянии в постоянно меняющихся условиях — главная, корневая задача категорийного менеджера. Это то, что он не может и не должен кому-либо делегировать. Иногда может показаться «а что там делать-то, собственно?». Вроде бы сеть уже есть, и матрица есть, ну новые товары ввести, плохо продаваемые — вывести. Не так много времени занимает, и это уже и не проектирование. Да, в периоды относительной стабильности и предсказуемости перед действующим прибыльным ритейлером не стоит задача спроектировать матрицу с нуля, или пересобрать/перезапустить ее. Но всякий раз, когда:
— грянул очередной кризис;
— сильно выросли цены;
— вдруг очень изменился спрос;
— резко усилилась конкуренция;
— упали доходы покупателей;
— началась/усилилась/ закончилась консолидация рынка;
— развитие маркетплейсов ушло на новый виток — нужно менять матрицу довольно основательно.
Все другие задачи категорийного менеджера дополняют эту главную задачу, но являются опциональными, то есть могут быть, а могут и не быть:
1 — поиск и работа с поставщиками (может быть отдано байеру, как часто бывает в крупных сетях).
2 — ценообразование (уходит в отдел ценообразования).
3 — заказ товара (в основном уходит в автозаказ, отдел управления товарными запасами).
4 — управление цепочками поставок (уходит к специалисту по управлению цепочками поставок, или в службу логистики).
5 — категорийный мерчандайзинг (часто уходит в отдел мерчандайзинга в составе коммерческой службы или операционного департамента).