На сегодняшний день международная почтовая связь представляет собой сложную многостороннюю систему обмена международными почтовыми отправлениями (далее — МПО) между получателями и отправителями различных стран мира. Ежегодно посредством деятельности международных почтовых операторов и участия таможенных органов возрастают масштабы интернет-торговли, осуществляемой в рамках купли-продажи товаров в режиме онлайн (рис. 1).
Как видно из рисунка 1, объемы трансграничной электронной торговли в России ежегодно растут. В 2019 г. объем достиг отметки 680 млрд руб., увеличившись в 34 раза по сравнению с 2010 г.
Пересылка товаров МПО является одним из способов перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Товары в МПО могут перемещаться физическими и юридическими лицами для целей как личного, так и коммерческого использования [2].
Для анализа современных тенденций, происходящих в области МПО, необходимо рассмотреть динамику таможенных платежей, взимаемых при пересылке товаров в МПО (рис. 2).
На рисунке 2 представлена динамика экспортных и импортных платежей, взимаемых с физических и юридических лиц при пересылке коммерческой партии товаров с использованием декларации на товары, а также динамика платежей, взимаемых с физических лиц при пересылке товаров для личного пользования.
Исходя из данных рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольший объем таможенных платежей взимается с физических лиц при пересылке товаров для личного пользования. С одной стороны, это положительная ситуация (динамика), ведь таможенные платежи, взимаемые в случае превышения стоимостных и весовых норм, пополняют бюджет государства. Но с другой стороны, это свидетельствует о больших денежных тратах российских покупателей в зарубежных магазинах. В дальнейшем подобные высокие темпы роста зарубежных покупок могут привести к оттоку большого объема денежных средств из РФ.
Необходимо отметить, что на данный момент на уровне Евразийской экономической комиссии обсуждаются вопросы, связанные с уменьшением стоимостных и весовых лимитов беспошлинного провоза товаров для личного пользования.