По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.713 DOI:10.33920/vne-04-2505-02

Гиперперсонализация как актуальный инструмент и тренд банковского маркетинга в России

Алена Викторовна Котельникова студент 4-го курса факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 403529, Волгоградская обл., Фроловский р-он, х. Писаревка, д. 102, E-mail: kotelnikowaalena.2002@gmail.com, ORCID: 0009-0004-3162-6804
Анастасия Андреевна Фетисова студент 4-го курса факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 403003, Волгоградская обл., Городищенский р-он, р. п. Городище, ул. Маршала Чуйкова, д. 11, E-mail: nastia.fetisova2016@yandex.ru, ORCID: 0009-0007-2166-8826
Ирина Александровна Езангина кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и финансов производственных систем, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400066, г. Волгоград, ул. Мира, д. 6, E-mail: ezangirina@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-9441-4401
Анна Александровна Хрысева кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28, E-mail: Cer-vstu@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0380-6582
Ирина Алексеевна Махонина магистр 1-го года обучения, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 403002, Волгоградская обл., р-н Городищенский, р. п. Городище, пер. Свободный, д. 22, E-mail: irinasisinova2002@gmail.com, ORCID: 009-0003-4151-5086
Татьяна Борисовна Борискина кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и финансов производственных систем, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 400005, г. Волгоград, просп. В. И. Ленина, д. 28, E-mail: boriskina@list.ru, ORCID: 000-0001-9138-3315
Анастасия Максимовна Бочарова магистр 1-го года обучения, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, 404171, Волгоградская обл., р-н Светлоярский, р. п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 42, E-mail: bocharova.a.m@yandex.ru, ORCID: 0009-0003-2679-3889

В настоящем, когда информационные технологии развиваются в невероятно быстром темпе, банкам необходимо подстраиваться к новым условиям и искать новые инновационные подходы привлечения и удержания клиентов. Одним из таких подходов следует признать гиперперсонализацию — специальный инструмент и тренд банковского маркетинга, с помощью которого можно реализовывать уникальные предложения и услуги для разного рода клиентов с учетом их индивидуальных предпочтений и потребностей. В работе подчеркивается ключевая особенность гиперперсонализации — применение технологий искусственного интеллекта (AI), машинного обучения (ML), Big Data для автоматизации процессов и повышения точности прогнозирования поведения клиентов. Для банков перспективы гиперперсонализации связаны с повышением лояльности клиентов, конверсии продаж, снижением маркетинговых затрат, что в общем способствует совершенствованию столь значимого клиентоориентированного профиля. Наконец, для клиентов гиперперсонализация означает создание вектора устойчивого индивидуализированного взаимодействия, адаптированного к их предпочтениям, потребностям и поведению.

Литература:

1. Банки берут IT-высоту // Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6553300 (дата обращения: 07.03.2025)

2. Банковский маркетинг // Банки.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/wikibank/ bankovskiy_marketing/ (дата обращения: 28.02.2025)

3. Езангина, И. А., Маловичко, А. Е., Хрысева, А. А. Инновационная экосистема как новая форма организационной целостности и механизм финансирования и воспроизводства инноваций // Финансы: теория и практика. — 2023. — Т. 27. — № 3. — С. 17–32

4. Езангина, И. А., Басалдук, А. С., Голенищева, Е. А. Роль Agile-подхода в повышении эффективности современного банковского менеджмента // Universum: экономика и юриспруденция. — 2018. — № 5 (50). — С. 14–16

5. Ештокин, С. В. Цифровая трансформация российских банков в условиях больших вызовов и угроз // Экономика и социум: современные модели развития. — 2021. — Т. 11. — № 1. — С. 47–58. doi.org/10.18334/ ecsoc.11.1.111622

6. Какие инструменты используются в банковской сфере для продвижения // РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/news/CipqSuJlsV/kakie-instrumentyi-ispolzuyutsya-v-bankovskoj-sfere-dlya-prodvizheniya/ (дата обращения: 02.03.2025)

7. ПСБ вошел в тройку лучших цифровых банков страны // Ведомости. [Электронный ресурс]. UPL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/09/08/psb-voshel-v-troiku-luchshih-tsifrovih-bankov-strani (дата обращения: 13.03.2025)

8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/165924/ onrfr_2025_2027.pdf (дата обращения: 14.03.2025)

1. Kommersant (2024). Banks Take IT Heights. — Available at: https://www.kommersant.ru/doc/6553300 (accessed: 07.03.2025). (In Russian)

2. Banki.Ru (2022). Bank marketing. — Available at: https://www.banki.ru/wikibank/bankovskiy_marketing/ (accessed: 28.02.2025). (In Russian)

3. Ezangina, I. A., Malovichko, A. E., Khryseva, A. A. (2023). Innovatsionnaia ekosistema kak novaia forma organizatsionnoi tselostnosti i mekhanizm finansirovaniia i vosproizvodstva innovatsii [Innovative ecosystem as a new form of organizational integrity and a mechanism for financing and reproducing innovations]. Finansy: teoriia i praktika [Finance: Theory and Practice]. Vol. 27, no. 3, pp. 17–32. (In Russian)

4. Ezangina, I. A., Basalduk, A. S., Golenishcheva, E. A. (2018). Rol’ Agile-podkhoda v povyshenii effektivnosti sovremennogo bankovskogo menedzhmenta [The Role of Agile Approach in Improving the Efficiency of Modern Bank Management]. Universum: ekonomika i iurisprudentsiia [Universum: Economics and Law]. No. 5(50), pp. 14–16. (In Russian)

5. Eshtokin, S. V. (2021). Tsifrovaia transformatsiia rossiiskikh bankov v usloviiakh bol’shikh vyzovov i ugroz [Digital transformation of Russian banks in the context of major challenges and threats]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiia [Economy and society: modern development models]. Vol. 11, no. 1, pp. 47–58. doi.org/10.18334/ecsoc.11.1.111622

6. RBC (2024). What tools are used in the banking sector for promotion. — Available at: https://companies. rbc.ru/news/CipqSuJlsV/kakie-instrumentyi-ispolzuyutsya-v-bankovskoj-sfere-dlya-prodvizheniya/ (accessed: 02.03.2025). (In Russian)

7. Vedomosti (2023). PSB entered the top three digital banks in the country. — Available at: https://www. vedomosti.ru/press_releases/2023/09/08/psb-voshel-v-troiku-luchshih-tsifrovih-bankov-strani (accessed: 13.03.2025). (In Russian)

8. Bank of Russia (2025). Main directions of the unified state monetary policy for 2025 and the period 2026 and 2027. — Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/165924/onrfr_2025_2027.pdf (accessed: 14.03.2025). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 15.03.2025

Дата принятия рукописи в печать: 19.04.2025

Современный банковский сектор характеризуется высокой конкуренцией как среди традиционных банков, так и с новыми игроками — финтех-компаниями и цифровыми банками. Для привлечения и удержания клиентов необходимы эффективные маркетинговые стратегии. Клиенты становятся более требовательными, ориентируются на удобство, скорость обслуживания, персонализацию услуг. Исследование маркетинга помогает понять эти изменения и адаптировать предложения. При этом современные клиенты банков ожидают не просто стандартных продуктов, а индивидуальных предложений, максимально соответствующих их потребностям, финансовому поведению и жизненным обстоятельствам.

Современные технологии (Big Data, искусственный интеллект, машинное обучение) дают возможность собирать и анализировать огромные объемы данных о клиентах, что делает возможным внедрение гиперперсонализированных маркетинговых стратегий.

Гиперперсонализация позволяет значительно повысить релевантность рекламных сообщений и предложений, что ведет к повышению конверсии, снижению затрат на привлечение клиентов и росту доходов. Изучение гиперперсонализации также актуально с точки зрения соблюдения законодательства о защите персональных данных (например, GDPR), что требует балансирования между персонализацией и конфиденциальностью. С переходом банковских услуг в онлайн-среду гиперперсонализация становится ключевым элементом для создания seamless-опыта, удержания клиентов и повышения их вовлеченности.

В этой связи изучение гиперперсонализации в банковском маркетинге является актуальным для разработки эффективных стратегий взаимодействия с клиентами, повышения конкурентоспособности банков и адаптации к современным технологическим и социальным трендам.

В работе использованы официальные данные известных финансовых платформ и информационных сервисов, крупных российских банков (Сбербанк, ВТБ, Т-банк, Промсвязьбанк, Альфа-Банк), материалы публикаций по актуальным вопросам продвижения инструментов банковского маркетинга и цифровых технологий. Представленное исследование опиралось на методы сравнительного и статистического анализа, табличные и графические способы визуализации статистических данных.

Для Цитирования:
Алена Викторовна Котельникова, Анастасия Андреевна Фетисова, Ирина Александровна Езангина, Анна Александровна Хрысева, Ирина Алексеевна Махонина, Татьяна Борисовна Борискина, Анастасия Максимовна Бочарова, Гиперперсонализация как актуальный инструмент и тренд банковского маркетинга в России. Международная экономика. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: