В настоящее время ожирение относится к одной из наиболее важных социальных проблем во всем мире в связи с высокой распространенностью и существенными затратами на преодоление его последствий. Встречаемость ожирения и избыточной массы тела в настоящее время в Российской Федерации соответственно составляет до 24,1 и 53,2 %. За последние три десятилетия распространенность данной патологии выросла в мире практически на 30–50 % среди взрослого и детского населения [1, 2].
Согласно современной концепции питания к ожирению приводит дисбаланс между получаемой с пищей энергией и ее расходованием в процессе жизнедеятельности. В основе данных изменений лежат нарушения метаболизма, обусловленного генетической предрасположенностью, а также поведенческие нарушения и факторы внешней среды. Среди этих факторов согласно критериям ВОЗ выделяют недостаток сна, низкую физическую активность, заболевания, возраст, половую принадлежность, образ жизни, а также профессиональную деятельность [3, 5].
По результатам некоторых исследований, к профессиям, способствующим ожирению, относят работу учителя, инженера, юриста. В основе всех профессий, способствующих появлению лишней массы тела, лежит низкая физическая активность и высокий уровень стресса, который при эмоциогенном пищевом поведении стремятся «заедать». К указанным факторам риска можно отнести и некоторые медицинские специальности [4]. Однако частота встречаемости избыточной массы тела и ожирения и факторов риска, способствующих их развитию, у сельских и городских врачей изучена недостаточно и требует дальнейшего анализа, что и послужило целью настоящего исследования.
Исследование осуществлялось на базе трех районных больниц Саратовской области и трех городских больниц г. Саратова. В исследовании принимали участие 103 врача из городских медицинских учреждений и 95 — из сельских районов. Расчет индекса массы тела (ИМТ) проводили по Кетле. Критериями избыточной массы тела являлись показатели ИМТ = 25,0–29,9, ожирения — ИМТ > 30. Гигиеническую оценку тяжести и напряженности условий труда проводили согласно Р.2.2.200905. Оценка нарушений психологии пищевого поведения определялась по трем основным типам с помощью голландского опросника DEBQ [6].