По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.821.2–053.67:378 DOI:10.33920/med-08-2310-03

Гигиеническое исследование внимания и памяти студентов

Гудинова Жанна Владимировна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: gud@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6869-6057
Васьковская Юлия Сергеевна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: j.vaskovskaj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4172-6129
Жернакова Галина Николаевна канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: shanginagalina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9802-0805

В статье представлены результаты исследования некоторых характеристик памяти и внимания 140 студентов третьего курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Омского государственного медицинского университета, проведенного в начале занятий по гигиене согласно учебному расписанию. В сравнении с нормативами из литературных источников наилучший результат отмечен по показателям объема образной памяти (99,3 % положительных результатов среди испытуемых) и переключения внимания (90,8 %). Две трети студентов продемонстрировали хорошую кратковременную и долговременную память. Половина студентов (51,4 %) справились с заданием по оценке распределения внимания. Были предложены отсутствующие в доступной литературе референсные интервалы показателя переключения внимания Т (таблицы Шульте), показатель распределения внимания и смысловой памяти. Установлены худшие показатели переключения внимания у девушек в 8:00 по сравнению с таковыми у юношей и у девушек в дневные часы, что свидетельствует, вероятно, о более высокой чувствительности женского организма к недосыпанию. Установлено значимое влияние на словесно-логическую память фактора дня учебной недели (худшие показатели — в понедельник и пятницу, лучшие — в середине недели и в субботу), а также влияние времени тестирования на образную и долговременную память (лучшие показатели отмечены в 13:00). В связи с вышеизложенным рекомендуется проводить исследования памяти и внимания в середине дня, исключая ранние утренние часы, особенно у девушек, а также регламентировать начало занятий в вузе не ранее 8:30, особенно в крупных городах.

Литература:

1. Жукова О. В., Поцелуев Н. Ю., Шульц К. В., Нагорняк А. С., Швед О. И. Гигиеническая оценка работоспособности студентов при различных режимах обучения. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10. 3. (36): 317–320. doi: 10.26140/anip-2021-1003-0080.

2. Гладышева О. В., Хабарова Т. Ю., Припутневич Д. Н. Исследование основных свойств внимания у студентов-медиков первого курса. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019; 76: 78–83.

3. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Маликова Т. В., Шатровой О. В. Психологическая безопасность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»). Москва: Дрофа, 2008; 284 с.

4. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015; 560 с.

5. Миронова Е. Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие. Минск: Женский институт. ЭНВИЛА. 2006, 146 с.

6. Гудинова Ж. В., Гегечкори И. В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Овчинникова Е.Л. К вопросу разработки основ информационной гигиены. Современные проблемы науки и образования. 2014; 3: 542.

7. Гудинова Ж. В. Назрела необходимость формирования нового раздела гигиенической науки — информационной гигиены, которая бы изучала влияние информации на здоровье человека. Санитарный врач. 2018; 12: 9–14.

8. Гудинова Ж. В., Жернакова Г. Н, Васьковская Ю. С., Гегечкори И. В., Толькова Е. И., Демакова Л. В. Гигиеническое исследование оперативной памяти студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2021; 12: 36–41.

9. Бородина А. Н. Сравнительный анализ показателей памяти современных студентов и студентов 70–80 гг. XX века. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015; 4 (24): 122–131.

10. Вятлева О. А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 1: 4–11.

11. Celikkalp U, Bilgic S, Temel M, Varol G. The Smartphone Addiction Levels and the Association With Communication Skills in Nursing and Medical School Students. J Nurs Res. 2020; 28 (3): e93. doi:10.1097/jnr.0000000000000370.

12. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации. Сибирский психологический журнал. 2021; 79: 130–152. doi: 10.17223/17267080/79/8.

13. Мирзантова А. А., Хажбиева З. З. Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей. Актуальные проблемы медицины глазами студентов-медиков: материалы 50-й студенческой научной конференции медицинского факультета КБГУ, Нальчик, 17 мая 2019 года. Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, 2019: 321–331.

14. Пахомова Д. К., Ковалева Г. А., Серсаулетова А. С., Иманбаева А., Горбунова А. В., Дундукова Р. С. Влияние инновационных образовательных технологий на умственную работоспособность и память студентов медиков. International Scientific and Practical Conference World science. 2016; Т. 3. 5 (9): 46–48.

15. Мужичкова Ю. Е., Соколова А. П., Дозоров К. В. Влияние режима дня на показатели оперативной памяти у студентов с учетом гендерных характеристик. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, 02 апреля 2014 года / Редакционная коллегия: А. Н. Лебедев, Н. В. Анненкова, Е. В. Камнева, Ю. Е. Мужичкова. Выпуск 4. Москва: ООО «Издательство «Спутник+»», 2014: 34–39.

16. Сморчкова В. П., Курганов С. А. Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и старшего подросткового возраста. Перспективы науки и образования. 2020; 2 (44): 255–267. Doi: 10.32744/pse.2020.2.20.

17. Валов С. Л., Вишняков А. В., Горелов Е. Н., Чонтян Д. А., Патурова И. Г. Сон студентов медицинского вуза в периоды повышенной учебной нагрузки. Авиценна. 2019; 38: 10–12.

18. Абисалова И. Л., Саджая Л. А., Сергеева Е. О., Василенко Е. А., Приходько М. А., Хромова Н. А., Потанина А. П. Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания у студентов в условиях интеллектуальной нагрузки на учебных занятиях. Международный научно-исследовательский журнал. 2023; 3 (129): 1–5. doi: 10.23670/IRJ.2023.129.12.

19. Омск вошёл в число самых длинных городов: [Электронный ресурс]. URL: https://omskpress.ru/news/55280/omsk_voshyol_v_chislo_samx_dlinnx_gorodov/ (дата обращения: 12.07.2023).

20. Фарзалиев Д. А., Федотов П. А., Михайлов А. А., Элиор А. О. Влияние распорядка учебного дня на работоспособность и концентрацию и оптимизация временных затрат на учебный процесс. Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 17–18 ноября 2017 года / под ред. С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. — Сургут: Сургутский государственный университет, 2017: 508–513.

1. ZHukova O. V., Poceluev N. YU., SHul’c K. V., Nagornyak A. S., SHved O. I. Hygienic evaluation of students’ performance under various training regimes. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. (Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology). 2021; Т. 10. 3 (36): 317–320. doi: 10.26140/anip-2021-1003-0080. (in Russian)

2. Gladysheva O.V., Habarova T. YU., Priputnevich D. N. Study of the main properties of attention in first-year medical students. Nauchno-medicinskij vestnik Central’nogo CHernozem’ya. (Scientific and medical bulletin of the Central Chernozem region). 2019; 76: 78–83. (in Russian)

3. Solomin V. P., Mihajlov L. A., Malikova T.V., SHatrovoj O.V. Psychological safety: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction 050100 «Natural science education» (training profile «Life safety»). Moscow: Drofa, 2008; 284 р. (in Russian)

4. Kuchma V. R. Hygiene of children and adolescents: a guide to practical exercises: textbook. allowance. Moscow: GEOTAR-Media, 2015; 560 р. (in Russian)

5. Mironova E. E. Collection of psychological tests. Part II: Manual. Minsk: ZHenskij institut. ENVILA, 2006; 146 с. (in Russian)

6. Gudinova ZH.V., Gegechkori I. V., Tol’kova E. I., ZHernakova G. N., Ovchinnikova E. L. On the issue of developing the foundations of information hygiene. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. (Modern problems of science and education). 2014; 3: 542. (in Russian)

7. Gudinova ZH.V. There is a need to form a new section of hygienic science — information hygiene, which would study the impact of information on human health. Sanitarnyj vrach. (Sanitary doctor). 2018; 12: 9–14. (in Russian)

8. Gudinova ZH.V., ZHernakova G. N, Vas’kovskaya YU.S., Gegechkori I.V., Tol’kova E. I., Demakova L.V. Hygienic study of students’ working memory. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij. (International Journal of Applied and Basic Research). 2021; 12: 36–41. (in Russian)

9. Borodina A. N. Comparative analysis of memory indicators of modern students and students of the 70–80s. XX century. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. (Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology). 2015; 4. (24): 122–131. (in Russian)

10. Vyatleva O. A. The impact of smartphone use on well-being, cognitive functions and morphofunctional state of the central nervous system in children and adolescents (literature review). Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya. (Questions of school and university medicine and health). 2020; 1: 4–11. (in Russian)

11. Celikkalp U, Bilgic S, Temel M, Varol G. The Smartphone Addiction Levels and the Association With Communication Skills in Nursing and Medical School Students. J Nurs Res. 2020 Jun; 28 (3): e93. doi: 10.1097/jnr.0000000000000370.

12. Elshanskij S. P. Cognitive inefficiency of school education in the context of digitalization. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. (Siberian psychological journal). 2021; 79: 130–152. doi:10.17223/17267080/79/8. (in Russian)

13. Mirzantova A. A., Hazhbieva Z. Z. Analysis of memory indicators among students and teachers. Aktual’nye problemy mediciny glazami studentov-medikov: materialy 50-j studencheskoj nauchnoj konferencii medicinskogo fakul’teta KBGU, Nal’chik, 17 maya 2019 goda. Nal’chik: KabardinoBalkarskij gosudarstvennyj universitet im. H. M. Berbekova, (Actual problems of medicine through the eyes of medical students: materials of the 50th student scientific conference of the medical faculty of KBSU, Nalchik, May 17, 2019. Nalchik: Kabardino-Balkarian State University. HM. Berbekova), 2019: 321–331. (in Russian)

14. Pahomova D. K., Kovaleva G. A., Sersauletova A. S., Imanbaeva A., Gorbunova A.V., Dundukova R. S. Influence of innovative educational technologies on mental performance and memory of medical students. International Scientific and Practical Conference World science. 2016; Т. 3. 5. (9): 46–48. (in Russian)

15. Muzhichkova YU.E., Sokolova A. P., Dozorov K.V. Influence of the daily routine on the indicators of working memory in students, taking into account gender characteristics. Formirovanie obshchekul’turnyh i professional’nyh kompetencij finansista: sbornik nauchnyh trudov studentov, aspirantov i prepodavatelej Finansovogo universiteta pri Pravitel’stve Rossijskoj Federacii, Moskva, 02 aprelya 2014 goda / Redakcionnaya kollegiya: A. N. Lebedev, N.V. Annenkova, E.V. Kamneva, Yu. E. Muzhichkova. Tom Vypusk 4. Moscow: OOO «Izdatel’stvo «Sputnik+”, 2014: 34–39. (in Russian)

16. Smorchkova V. P., Kurganov S. A. Influence of sleep on learning activity and regulation of behavior of students of younger and older adolescence. Perspektivy nauki i obrazovaniya. (Prospects for science and education). 2020; 2. (44): 255–267. doi 10.32744/pse.2020.2.20. (in Russian)

17. Valov S. L., Vishnyakov A.V., Gorelov E. N., CHontyan D. A., Paturova I. G. Sleep of medical students during periods of increased study load. Avicenna. (Avicenna). 2019; 38: 10–12. (in Russian)

18. Abisalova I. L., Sadzhaya L. A., Sergeeva E. O., Vasilenko E. A., Prihod’ko M. A., Hromova N. A., Potanina A. P. The study of stability, concentration and distribution of attention among students under conditions of intellectual load in the classroom. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. (International research journal). 2023; 3. (129): 1–5. doi 10.23670/IRJ.2023.129.12. (in Russian)

19. Omsk is one of the longest cities: [Electronic resource].URL: https://omskpress.ru/news/55280/omsk_ voshyol_v_chislo_samx_dlinnx_gorodov/ (Date of the application: 12.07.2023). (in Russian)

20. Farzaliev D. A., Fedotov P. A., Mihajlov A. A., Elior A. O. Influence of the school day schedule on working capacity and concentration and optimization of time spent on the educational process. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki, turizma i ozdorovleniya razlichnyh kategorij naseleniya: sbornik materialov XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Surgut, 17–18 noyabrya 2017 goda / Pod redakciej S. I. Loginova, ZH.I. Bushevoj. — Surgut: Surgutskij gosudarstvennyj universitet, 2017: 508–513. (in Russian)

Актуальность изучения внимания и памяти человека в гигиене детей и подростков, в гигиене труда всегда была высока. Внимание и память — ключевые свойства организма, его высшие психические функции, лежащие в основе и обучения, и работы, и любой деятельности человека. То есть вопросы памяти и внимания важны для учащих и учащихся, родителей, работающих и работодателей, руководителей и организаторов деятельности. Внимание и память — это информативные показатели, отражающие психофункциональное состояние человека, его динамику и влияние внешних факторов рабочей и образовательной среды, трудового и образовательного процесса. Развитые высшие психические функции — это залог успешного освоения профессии [1, 2].

В профессиональной консультации традиционно используются методики исследования памяти и внимания как ключевых профессионально значимых функций человека (далее — КПЗФ) [3–5]. В курсе гигиены детей и подростков на практическом занятии «Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация» в Омском государственном медицинском университете (далее — ОмГМУ) применяются некоторые из этих методик, но в руководствах отсутствуют нормативы оценки для некоторых из них, что затрудняет их использование.

Исследования памяти и внимания в настоящее время становятся, на наш взгляд, еще более актуальными ввиду увеличения плотности информационного потока на человека, роста цифровизации жизни, касающейся самого широкого круга лиц всех возрастов, и необходимости разработки основ информационной гигиены [6–8]. Под цифровизацией мы понимаем как произвольный выбор Интернета и различных гаджетов для общения и развлечения человека в быту и личной жизни, так и вынужденное их использование — на работе, при обучении, получении государственных услуг и проч. В литературе появляется все больше сообщений о влиянии Интернета и гаджетов на организм человека, в частности на его память и внимание [9–11]. В целях оптимизации образовательного процесса в вузах и гигиенического нормирования в этой сфере представляет интерес влияние на память и внимание обучающихся факторов внешней и внутренней среды, таких как пол, время учебного дня.

Для Цитирования:
Гудинова Жанна Владимировна, Васьковская Юлия Сергеевна, Жернакова Галина Николаевна, Гигиеническое исследование внимания и памяти студентов. Санитарный врач. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: