По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95 DOI:10.33920/med-08-2207-05

Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор)

Лангуев Константин Александрович ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603081, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Медицинская, д. 1, корп. 3, e-mail: lka-2008@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6960-3940
Богомолова Елена Сергеевна д-р мед. наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой гигиены, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603081, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Медицинская, д. 1, корп. 3, e-mail: olenabgm@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2513-2208

На современном этапе в системе образования активно применяются информационно-коммуникационные технологии и цифровые средства обучения. Формируется так называемая цифровая образовательная среда, которая представляет собой совокупность информационных систем с целью обеспечения различных задач образовательного процесса. С помощью нее расширяются возможности построения образовательной траектории учащихся, повышается интерес детей и подростков к изучаемым предметам за счет наглядности и интерактивной формы обучения, развивается учебная инициатива. Однако, несмотря на положительные стороны цифровой образовательной среды, существуют и отрицательные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся. Эти негативные факторы приводят к ухудшению состояния нервной, зрительной, эндокринной, а также других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и прогрессированию хронической патологии. Так, установлено, что при отсутствии специальных профилактических мероприятий возрастает уровень функционального перенапряжения организма человека. В свою очередь, вышеназванное может привести к снижению умственной работоспособности ребенка. Электронные устройства, применяемые в педагогической деятельности, способны оптимизировать процесс обучения только при условии их гигиенически рационального использования. В условиях цифровизации образования особое значение приобретает создание современной научно обоснованной практической модели медико-гигиенического обеспечения учащихся в цифровой образовательной среде и ее апробация в общеобразовательных организациях. С помощью нее должны разрабатываться новые здоровьесберегающие технологии, обосновываться критерии и алгоритмы оценки информационной нагрузки учащихся на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях. В статье рассмотрены гигиенические проблемы цифровой школы, требующие безопасных условий обучения с целью сохранения здоровья детей и подростков в цифровой образовательной среде.

Литература:

1. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95: 172–177. DOI: 10.1882 1/0016-9900-2016-95-2-172-177.

2. Каташинская Л.И. Губанова Л.В. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012; 5: 351–354.

3. Кучма, В.Р. Ткачук Е.А. Оценка влияния на детей информатизации обучения и воспитания в современных условиях. Российский педиатрический журнал. 2015; 6: 20–24.

4. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения. Анализ риска здоровью. 2020; 2: 47–54. DOI: 10.21668/health.risk/2020.2.05.

5. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н., Макарова С.Г., Маслова О.И. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста. Педиатрическая фармакология. 2017; 14: 7–23. DOI: 10.15690/pf.v14i1.1697.

6. Лавинский Х.Х., Грекова Н.А., Арбузов И.В., Полянская Ю.Н. Риски здоровью детей в «цифровой среде»: пути профилактики. Здоровье и окружающая среда. 2017; 27: 71–74.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019; 98: 1385–1391. doi.org/1 0.47470/0016-9900-2019-98-12-1385-1391.

8. Цифровая образовательная среда как эффективный ресурс обучения школьников / Прасолова О.В., Анпилова Л.М., Ишкова И.Н., Гаспарян С.А. Современные исследования в психологии и педагогике: Материалы III международной научно-практической конференции, Новороссийск, 19 мая 2021 г. — Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2021. — С. 85–87.

9. Завгородняя Н.Г. Исакова О.А. Ранняя диагностика синдрома «сухого глаза» по оценке качественного состава слезы. Офтальмологический журнал. 2005; 5: 18–20.

10. Кузьменко М.А., Потеряева Е.Л., Гусаревич О.Г., Ромейко В.Л. Компьютерный зрительный синдром и развитие профессиональной офтальмопатии у операторов ПЭВМ. Медицина труда и промышленная экология. 2010; 1: 31–35.

11. Маркова Е.Ю., Лобанова И.В., Куренкова Н.В., Матвеев А.В., Ульшина Л.В. Компьютерный зрительный синдром и его проявления у детей. Эффективная фармакотерапия. 2011; 30: 61–63.

12. Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Ямпольская Е.Г., Елизарова В.В. Обоснование физиолого-эргономических мероприятий по снижению развития зрительного утомления при работе с видеодисплейными терминалами. Анализ риска здоровью. 2017; 3: 66–75. doi.10.21668/health.risk/2017.3.08.

13. Рудковская О.Д. Синдром сухого глаза — новый взгляд на этиопатогенез и лечение. Современная оптометрия. 2021; 5: 28–31.

14. Скрипник Р.Л., Скрипниченко И.Д. Новое в лечении синдрома «сухого глаза». Український медичний часопис. 2011; 1: 79–80.

15. Sheedy I.E. What is in a name: computer vision syndrome. Optometry. 2002; 7: 399–402.

16. Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников. Педиатр. 2019; 5: 35–41. doi.org/10.17816/PED10535–41.

17. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Ясин И.А., Апрелев А.Е. Сравнительная характеристика функционального состояния вегетативной и центральной нервной систем у учащихся в зависимости от наличия и степени миопии. Гигиена и санитария. 2020; 99: 394–398. doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-4-394-398.

18. Сетко Н.П., Ясин И.А. А., Булычева Е.В., Апрелев А.Е. Физиолого-гигиенические аспекты формирования миопии у учащихся. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 7: 18–22. doi.org/10.35627/2219–5238/2020-326-5-18-24.

19. Апрелев А.Е., Сетко Н.П., Пашинина Р.В., Исеркепова А.М., Ясин И.А. А. Нарушение вегетативной нервной системы как фактор риска развития и прогрессирования миопии. Медицинский вестник Башкортостана. 2016; 1: 157–159.

20. Апрелев А.Е., Кирилличев А.И., Воронова Г.Р. Динамика функциональных и гемодинамических показателей у пациентов с приобретенной миопией после комплексного рефлексотерапевтического лечения. Морфологические ведомости. 2009; 3: 249–251.

21. Иванова Н.В. Кондратюк Г.И. Приобретенная миопия: интеграция факторов риска развития и прогрессирования. Таврический медико-биологический вестник. 2013; 3: 171–176.

22. Абдуллина А.М. Влияние компьютера на зрение школьника. Приоритетные задачи и стратегии развития педагогики и психологии: Материалы конференции (Тольятти, 25 мая 2017). Тольятти: Федеральный центр науки и образования «Эвенсис», 2017: 37–39.

23. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина А.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников. Анализ риска здоровью. 2020; 4: 76–83. DOI: 10.21668/health.risk/2020.4.08

24. Халимова А.А. Туннельный синдром запястья (обзор литературы). Вестник алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2013; 3: 94–101.

25. Kargar N. Choobineh A.R., Choobineh A.R. Posture and discomfort assessment in computer users while using touch screen device as compared with mouse-keyboard and touch pad-keyboard. Work. 2018; 59: 341–349. DOI: 10.3233/WOR-182685.

26. Padua L., Coraci D., Erra C. Carpal tunnel syndrome: clinical features, diagnosis, and management. The Lancet Neurology. 2016; 12: 1273–1284. DOI: 10.1016/S1474–4422 (16) 30231–9.

27. Woo E.H. C., White P., Lai C.W. K. Effects of electronic device overuse by university students in relation to clinical status and anatomical variations of the median nerve and transverse carpal ligament. Muscle Nerve. 2017; 5: 873–880. DOI: 10.1002/ mus.25697.

28. Habibi E., Mohammadi Z., Sartang A.G. Ergonomic assessment of musculoskeletal disorders risk among the computer users by Rapid Upper Limb Assessment method. Inter. J. Environmental Health Engineering. 2016; 1: 15–22. DOI: 10.4103/2277– 9183.190641.

29. Гладилов, Н.А. Правильная осанка и школьная парта: история и современность. Клио. 2017; 3: 156–160.

30. Мухаметзянов И.Ш., Граб В.П. Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Управление образованием: теория и практика. 2015; 2: 70–83.

31. Саньков С.В. Сравнительный анализ влияния шрифтового оформления электронных текстов, представленных на ноутбуке и планшете, на состояние зрительного анализатора школьников основного общего образования. Санитарный врач. 2020; 2: 36–46. DOI: 10.33920/med-08-2002-05.

32. Саргош О.Д., Четверикова О.П., Катрушов А.В. Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляющая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019; 2: 91–96.

33. Абляева А.В. Эргономика рабочих мест в школе как важный фактор сохранения здоровья подростков. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60: 707–709. doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-707-709.

34. Дегтев С.Ю., Тарасова О.В., Теддер Ю.Р. Обоснование использования в учебном процессе новой модели школьной парты в сочетании с рациональной физической активностью. Экология человека. 2007; 12: 20–23.

35. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко Е.А., Олюшина Е.А., Лангуев К.А. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 3: 35–39.

36. Березуцкий В.И. Компьютерная мышь, клавиатура и синдром запястного канала. Медичні перспективи. 2018; 3: 23–33. doi. org/10.26641/2307–0404.2018.3 (part 1).142330.

37. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В., Березина Н.О. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе. Гигиена и санитария. 2015; 94: 6–68.

38. Гончарова М.В., Дыдров А.А., Лаптева У.В. Инструменты виртуальной реальности в контексте образования. Социум и власть. 2017; 5: 14–19.

39. Georgescu A.L., Kuzmanovic B., Roth D., Bente G. The use of virtual characters to assess and train nonverbal communication in high-functioning autism. Frontiers in Human Neuroscience. 2014; 8: 807. DOI: 10.3389/fnhum.2014.00807.

40. Воловик М.Г., Борзиков В.В., Кузнецов А.Н. Базаров Д.И. Технология виртуальной реальности в комплексной медицинской реабилитации пациентов с ограниченными возможностями. Современные технологии в медицине. 2018; 4: 173–182. DOI: 10.17691/stm2018.10.4.21.

41. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I). Вопросы школьной и университетской медицины. 2016; 3: 4–21.

42. Кучма В.Р., Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 8: 4–7.

43. Woo E.H., White P., Lai C.W. Impact of information and communication technology on child health. J Paediatr Child Health. 2016; 52: 590–594. DOI: 10.1111/jpc.13181.

44. Баландович Б.А., Поцелуев Н.Ю., Красиков А.А., Тулин Н.Ю., Нагорняк А.С., Пашков А.П., Жукова О.В., Филиппова С.П., Швед О.И., Шульц К.В. Гигиеническая оценка риска воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Бюллетень медицинской науки. 2018; 4: 3–8.

45. Декларация о гигиенической безопасности для детей и подростков цифровой среды. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 62–63.

1. Bolshakov A.M., Krutko V.N., Kutepov E.N., Mamikonova O.A., Potemkina N.S., Rosenblit S.I., Chankov S.V. Information loads as a new relevant section of hygiene of children and adolescents. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2016; 95: 172–177. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177. (in Russian)

2. Katashinskaya L.I. Gubanova L.V. Anxiety level and functional state of the cardiovascular system of schoolchildren. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk (News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences). 2012; 5: 351–354. (in Russian)

3. Kuchma, V.R. Tkachuk E.A. Assessment of the impact on children of informatization of education and upbringing in modern conditions. Rossijskij pediatricheskij zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2015; 6: 20–24. (in Russian)

4. Alexandrova I.E. Hygienic optimization of the educational process at school in the conditions of using electronic teaching tools. Analiz riska zdorov’ju (Health risk analysis). 2020; 2: 47–54. DOI: 10.21668/health.risk/2020.2.05. (in Russian)

5. Karkashadze G.A., Namazova-Baranova LS, Zakharova I.N., Makarova S.G., Maslova O.I. High learning loads syndrome in school and adolescent children. Pediatricheskaya farmakologiya (Pediatric pharmacology). 2017; 14: 7–23. (in Russian)

6. Lavinsky H.Kh., Grekova N.A., Arbuzov I.V., Polyanskaya Yu.N. Risks to children’s health in the «digital environment»: ways of prevention. Zdorov’e i okruzhayushchaya sreda (Health and environment). 2017; 27: 71–74. doi.10.15690/pf.v14i1.1697. (in Russian)

7. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I., Khramtsov P.I., Alexandrova I.E., Sokolova S.B. Scientific foundations and technologies for ensuring the hygienic safety of children in a «digital school». Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2019; 98: 1385–1391. (in Russian)

8. Prasolova O.V., Anpilova L.M., Ishkova I.N., Gasparyan S.A. Digital educational environment as an effective resource for teaching schoolchildren. Modern research in psychology and pedagogy. [III international scientific and practical conference]. Novorossiysk; 2021: 85–87. (in Russian)

9. Zavorodnaya N.G. Isakova O.A. Early diagnosis of dry eye syndrome according to the assessment of the qualitative composition of the tear. Oftal’mologicheskij zhurnal (Ophthalmology Journal). 2005; 5: 18–20. (in Russian)

10. Kuzmenko MA, Poteryaeva EL, Gusarevich OG, Romeiko VL. Computer visual syndrome and the development of professional ophthalmopathy in PC operators. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya (Occupational medicine and industrial ecology). 2010; 1: 31–35. (in Russian)

11. Markova E.Yu., Lobanova I.V., Kurenkova N.V., Matveev A.V., Ulshina L.V. Computer visual syndrome and its manifestations in children. Effektivnaya farmakoterapiya (Effective pharmacotherapy). 2011; 30: 61–63. (in Russian)

12. Matyukhin V.V., Shardakova E.F., Yampolskaya E.G., Elizarova V.V. Justification of physiological and ergonomic measures to reduce the development of visual fatigue when working with video display terminals. Analiz riska zdorov’ju (Health risk analysis). 2017; 3: 66–75. doi.10.21668/health.risk/2017.3.08. (in Russian)

13. Rudkovskaya O.D. Dry eye syndrome is a new look at etiopathogenesis and treatment. Sovremennaya optometriya (Modern optometry). 2021; 5: 28–31. (in Russian)

14. Skripnik R.L. Skripnichenko I.D. New in the treatment of dry eye syndrome. Ukraїns’kij medichnij chasopis (Ukraїnsky medic chasopis). 2011; 1: 79–80. (in Russian)

15. Sheedy I.E. What is in a name: computer vision syndrome. Optometry. 2002; 7: 399–402.

16. Gorbachevskaya I.N., Orel V.I., Brzhesky V.V., Ershova R.V. Social and hygienic factors causing the development of myopia in urban schoolchildren. Pediatr (Pediatrician). 2019; 5: 35–41. (in Russian)

17. Setko N.P., Bulycheva E.V., Yasin I.A., Aprelev A.E. Comparative characteristics of the functional state of the autonomic and central nervous systems in students depending on the presence and degree of myopia. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2020; 99: 394–398. doi.org/10.17816/PED10535–41. (in Russian)

18. Setko N.P., Yasin I.A. A., Bulycheva E.V., Aprelev A.E. Physical and hygienic aspects of myopia formation in students. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Population health and habitat). 2018; 7: 18–22. doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-4-394-398. (in Russian)

19. Aprelev A.E., Setko N.P., Pashinina R.V., Iserkepova A.M., Yasin I.A. A. Disorder of the autonomic nervous system as a risk factor for the development and progression of myopia. Medicinskij vestnik Bashkortostana (Medical Bulletin of Bashkortostan). 2016; 1: 157–159. doi.org/10.35627/2219–5238/2020-326-5-18-24. (in Russian)

20. Aprelev, A.E. Kirillichev A.I., Voronova G.R. Dynamics of functional and hemodynamic parameters in patients with acquired myopia after complex reflexotherapy treatment. Morfologicheskie vedomosti (Morphological statements). 2009; 3: 249–251. (in Russian)

21. Ivanova N.V. Kondratyuk G.I. Acquired myopia: integration of risk factors for development and progression. Tavricheskij mediko-biologicheskij vestnik (Tauride Medical and Biological Bulletin). 2013; 3: 171–176. (in Russian)

22. Abdullina A.M. The effect of a computer on a schoolboy’s vision. Priority tasks and strategies for the development of pedagogy and psychology: Conference materials (Togliatti, May 25, 2017). Togliatti: Federal Center for Science and Education Evensis, 2017: 37–39. (in Russian)

23. Filkina O.M., Vorobyova E.A., Dolotova N.V., Kocherova O.Yu., Malyshkina A.I. Duration of use of digital devices as one of the risk factors for the development of myopia in schoolchildren. Analiz riska zdorov’ju (Health risk analysis). 2020; 4: 76–83. (in Russian)

24. Halimova A.A. Tunnel wrist syndrome (literature review). Vestnik almatinskogo gosudarstvennogo instituta usovershenstvovaniya vrachej (Bulletin of the Almaty State Institute for Advanced Medical Studies). 2013; 3: 94–101. DOI: 10.21668/health.risk/2020.4.08. (in Russian)

25. Kargar N. Choobineh A.R., Choobineh A.R. Posture and discomfort assessment in computer users while using touch screen device as compared with mouse-keyboard and touch pad-keyboard. Work. 2018; 59: 341–349.

26. Padua L., Coraci D., Erra C. Carpal tunnel syndrome: clinical features, diagnosis, and management. The Lancet Neurology. 2016; 12: 1273–1284. DOI: 10.3233/WOR-182685.

27. Woo E.H. C., White P., Lai C.W. K. Effects of electronic device overuse by university students in relation to clinical status and anatomical variations of the median nerve and transverse carpal ligament. Muscle Nerve. 2017; 5: 873–880. DOI: 10.1016/S1474–4422 (16) 30231–9.

28. Habibi E., Mohammadi Z., Sartang A.G. Ergonomic assessment of musculoskeletal disorders risk among the computer users by Rapid Upper Limb Assessment method. Inter. J. Environmental Health Engineering. 2016; 1: 15–22. DOI: 10.1002/mus.25697.

29. Gladilov, N.A. Correct posture and school desk: history and modernity. Klio (Clio). 2017; 3: 156–160. DOI: 10.4103/2277– 9183.190641. (in Russian)

30. Mukhametzyanov I.Sh., Grab V.P. Pedagogical, ergonomic and medical-psychological conditions for the functioning of a high-tech healthy information and educational environment. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika (Education management: theory and practice). 2015; 2: 70–83. (in Russian)

31. Sankov S.V. Comparative analysis of the influence of the font design of electronic texts presented on a laptop and tablet on the state of the visual analyzer of schoolchildren of basic general education. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 2: 36–46. DOI: 10.33920/med-08-2002-05. (in Russian)

32. Sargosh O.D., Chetverikova O.P., Katrushov A.V. Hygienic rationing of school furniture as a component of the paradigm for the prevention of child posture impairment. Zdorov’e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul’tury i sporta (Human health, theory and methodology of physical culture and sports). 2019; 2: 91–96. DOI: 10.24411/2075-4094-2019-16380. (in Russian)

33. Ablyaeva A.V. Ergonomics of school jobs as an important factor in preserving the health of adolescents. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya (Occupational medicine and industrial ecology). 2020; 60: 707–709. (in Russian)

34. Degtev S.Yu., Tarasova O.V., Tedder Yu.R. Justification for the use in the educational process of a new model of a school desk in combination with rational physical activity. Ekologiya cheloveka (Human ecology). 2007; 12: 20–23. (in Russian)

35. Bogomolova E.S., Badeeva T.V., Kotova N.V., Maksimenko E.A., Olyushina E.A., Languev K.A. Hygienic aspects of distance education of students. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya (Issues of school and university medicine and health). 2020; 3: 35–39. doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-707-709. (in Russian)

36. Berezutsky V.I. Computer mouse, keyboard and carpal tunnel syndrome. Medichnі perspektivi (Medichnі prospects). 2018; 3: 23–33. (in Russian)

37. Stepanova M.I., Alexandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V., Berezina N.O. Hygienic regulation of the use of electronic educational resources in modern school. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2015; 94: 64–68. (in Russian)

38. Goncharova M.V., Dydrov A.A., Lapteva U.V. Virtual reality tools in the context of education. Socium i vlast’ (Society and power). 2017; 5: 14–19. doi.org/10.26641/2307–0404.2018.3 (part1).142330. (in Russian)

39. Georgescu A.L., Kuzmanovic B., Roth D., Bente G. The use of virtual characters to assess and train nonverbal communication in high-functioning autism. Frontiers in Human Neuroscience. 2014; 8: 807.

40. Volovik M.G., Borzikov V.V., Kuznetsov A.N. Bazarov D.I. Virtual reality technology in comprehensive medical rehabilitation of patients with disabilities. Sovremennye tekhnologii v medicine (Modern technology in medicine). 2018. 4: 173–182. DOI: 10.17691/ stm2018.10.4.21. (in Russian)

41. Kuchma V.R. Challenges of the 21st century: hygienic safety of children in a changing environment (part I). Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny (Issues of school and university medicine). 2016; 3: 4–21. DOI: 10.3389/fnhum.2014.00807. (in Russian)

42. Kuchma V.R., L.M. Sukhareva, P.I. Khramtsov. Hygienic safety of children in the digital environment. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Population health and habitat). 2016; 8: 4–7. (in Russian)

43. Woo E.H., White P., Lai C.W. Impact of information and communication technology on child health. J Paediatr Child Health. 2016; 52: 590–594. DOI: 10.1111/jpc.13181.

44. Balandovich B.A., Kisliyev N.Y., Krasikov A.A., Tulin N.Y., Nagornyak A.S., Pashkov A.P., Zhukova O.V., Filippova S.P., Shved O.I., Schulz K.V. Hygienic risk assessment of exposure to electromagnetic fields of the radio frequency range. Byulleten’ medicinskoj nauki (Bulletin of Medical Science). 2018; 4: 3–8. (in Russian)

45. Declaration on hygienic safety for children and adolescents of the digital environment. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ya (Issues of school and university medicine and health). 2014; 3: 62–63. (in Russian)

На основании указа Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется национальный проект «Образование». В рамках данного проекта с 1 сентября 2020 г. на основании постановления Правительства России от 07.12.2020 № 2040 в школах, которые располагаются в Алтайском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе реализуется экспериментальный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС)1,2. В вышеобозначенных регионах школьные кабинеты, прежде всего информатики и математики, физики и химии, перепрофилируются под классы ЦОС.

ЦОС предполагает появление и использование в учебном процессе разных цифровых средств обучения (ЦСО): персональных компьютеров и неттопов, ноутбуков и нетбуков, компьютерных и графических планшетов, букридеров, интерактивных и панельных досок, 3D-принтеров.

Вступление в силу федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и утверждение федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования законодательно закрепило требования по использованию ЦСО в образовательной деятельности. При этом ЦСО должны соответствовать уровню системы образования в целом, запросам обучающихся и их родителей с учетом особенностей развития субъектов Российской Федерации.

Ни у кого не вызывает сомнений, что ЦОС имеет достоинства и привносит новые возможности в образование (повышает внутреннюю мотивацию учащихся к предмету, обеспечивает возможность широкого выбора методов обучения). Однако нельзя не учитывать негативных факторов влияния ЦОС на состояние здоровья детей и подростков: зрительную и статическую нагрузку, интенсификацию интеллектуальной деятельности учащихся, воздействие на детский организм электромагнитных и электростатических полей.

Для Цитирования:
Лангуев Константин Александрович, Богомолова Елена Сергеевна, Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор). Санитарный врач. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: