На основании указа Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется национальный проект «Образование». В рамках данного проекта с 1 сентября 2020 г. на основании постановления Правительства России от 07.12.2020 № 2040 в школах, которые располагаются в Алтайском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе реализуется экспериментальный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС)1,2. В вышеобозначенных регионах школьные кабинеты, прежде всего информатики и математики, физики и химии, перепрофилируются под классы ЦОС.
ЦОС предполагает появление и использование в учебном процессе разных цифровых средств обучения (ЦСО): персональных компьютеров и неттопов, ноутбуков и нетбуков, компьютерных и графических планшетов, букридеров, интерактивных и панельных досок, 3D-принтеров.
Вступление в силу федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и утверждение федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования законодательно закрепило требования по использованию ЦСО в образовательной деятельности. При этом ЦСО должны соответствовать уровню системы образования в целом, запросам обучающихся и их родителей с учетом особенностей развития субъектов Российской Федерации.
Ни у кого не вызывает сомнений, что ЦОС имеет достоинства и привносит новые возможности в образование (повышает внутреннюю мотивацию учащихся к предмету, обеспечивает возможность широкого выбора методов обучения). Однако нельзя не учитывать негативных факторов влияния ЦОС на состояние здоровья детей и подростков: зрительную и статическую нагрузку, интенсификацию интеллектуальной деятельности учащихся, воздействие на детский организм электромагнитных и электростатических полей.