Водитель автотранспортного средства является одной из самых многочисленных профессий, в которой занят каждый третий мужчина трудоспособного возраста [1, 2]. Работники данной профессии имеют повышенный профессиональный риск нарушения здоровья, связанный с воздействием комплекса факторов рабочей среды, преимущественно физической природы (шум, вибрация, промышленная аэрозоль), а также со значительной психоэмоциональной нагрузкой [3–7].
Профессиональные факторы риска могут обуславливать формирование у отдельных работников данной профессии нарушения здоровья в виде профессиональной и профессионально обусловленной патологии [8–12]. Кроме того, водители подвержены риску несчастных случаев вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [13].
В доступной литературе не представлены комплексные клинико-гигиенические работы; авторы, как правило, оценивая состояние здоровья водителей, ограничиваются только перечислением воздействующих на них вредных производственных факторов, без указания их уровней. Также в отечественной литературе недостаточно освещены вопросы рисков возникновения несчастных случаев для водителей вследствие ДТП и смерти на рабочем месте от общих заболеваний. Представленные исследования носят единичный характер и выполнены преимущественно зарубежными учеными [14–20]. Авторы в своих публикациях указывают на то, что в ДТП, происходящих в результате внезапной смерти водителя, травмируются и гибнут не только сами водители, но пассажиры и пешеходы [21].
Результаты исследований Halinen M. O, Jaussi A. свидетельствуют, что 15 % водителей из 1026, попавших в автомобильную аварию, погибли от естественных причин. При этом 94 % погибших умерли от болезней системы кровообращения, в первую очередь от ишемической болезни сердца, и при этом только 60 % погибших предъявляли при жизни жалобы со стороны сердца.
Ретроспективный анализ данных о ДТП в Финляндии и в Швейцарии показал, что внезапная смерть водителя от общего заболевания в результате ДТП составляет 1,5 % всех смертей в Финляндии и 3,4 % в Швейцарии [22].