По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса

Сырцова Марионелла Алексеевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, E-mail: syrmal@yandex.ru
Соломай Татьяна Валерьевна канд. мед. наук, заместитель руководителя Межрегионального управления № 1 ФМБА России, Москва, 1-й Пехотный пер., 6, тел. (499) 190-39-90, E-mail: solomay@rambler.ru

Проведен анализ данных официальной статистики по вопросам реструктуризации организаций общего образования и результатов исследования интенсивности образовательного процесса (по данным литературы) с целью выявления факторов, оказывающих негативное влияние на режим дня школьников. Показано, что наряду с интенсификацией учебного процесса реструктуризация организаций общего образования и увеличение числа учащихся на одного учителя являются дополнительными факторами, оказывающими негативное влияние на отдельные компоненты режима дня школьника (образовательная нагрузка, двигательная активность, время пребывания на воздухе, продолжительность ночного сна) и, как следствие, на здоровье детей.

Литература:

1. Александрова И. Э. Оптимизация гигиенической оценки учебного расписания в школе // Здоровье населения и среда обитания. — 2015. — № 8(269). — С. 24–27.

2. Вызовы и перспективы формирования общенациональной системы профессионального роста и развития учителя // Бюллетень в сфере образования. — Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — 2016. — Март.

3. Гигиена учебного процесса и состояние здоровья школьников при блочно-модульном обучении: монография./ А.В. Суворова, И.Ш. Якубова, Н.П. Иванова. — СПб.: Изд. СЗГМУ им. И. И. Мечникова. — 2014. — 160 с.

4. Ковешникова И. И., Почуева Л. П., Овчинникова И. П. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в школах г. Кемерово // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». — 2006. — Т. 8. — № 8. — С. 369.

5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. — 2012. — № 8. — С. 4–6.

6. Материалы заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.). //http://www.kremlin.ru/events/president/ news/51001

7. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях // Санитарный врач. — 2014. — № 12. — С. 40–43.

8. Степанова М. И., Сазанюк З. И., Воронова Б. З. и др. Современные проблемы школьного обучения: пути гигиенической оптимизации // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2009. — № 5. — С. 30–32.

9. Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения // Российский педиатрический журнал. — 2011. — № 3. — С. 46–49.

10. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. Заболеваемость учащихся 1 и 2 классов Москвы // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5. — № 1. — С. 783.

11. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Бережков Л. Ф. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 21–25.

12. Тимербулатов И. Ф., Зулькарнаев Т. Р., Ахметшина Р. А. и др. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 82–84.

13. Ткачук Е. А., Мыльникова И. В., Ефимова Н. В. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников // Экология человека. — 2014. — № 6. — С. 20–24.

Для Цитирования:
Сырцова Марионелла Алексеевна, Соломай Татьяна Валерьевна, Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: