По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [613.6+645.44]:378

Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью

Васьковская Юлия Сергеевна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: j.vaskovskaj@mail.ru
Гудинова Жанна Владимировна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: gud@list.ru
Жернакова Галина Николаевна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: shanginagalina@mail.ru
Шредер Анна Юрьевна канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: ashreder@mail.ru
Завьялова Анна Владимировна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: anzav2016@mail.ru

Первостепенной задачей государственной политики является сохранение и повышение уровня здоровья молодежи, что требует соответствие гигиеническим регламентам образовательного процесса и образовательной среды, в том числе учебной мебелью. В настоящем исследовании обоснованы гигиенические рекомендации по подбору учебной мебели в вузе с учетом половой структуры студентов. В Омском государственном медицинском университете обучается 75 % девушек и 25 % юношей. Для обеспечения правильной рабочей позы двум третям (65 %) студентов необходима мебель № 5, 20 % студентам необходима мебель № 6, 11 % — мебель № 4, а 4 % студентов, рост которых выше 185 см, нуждаются в мебели № 7. Таким образом, требуется включение мебели № 7 в регламенты санитарных правил. Результаты проведенного исследования могут оказывать существенную помощь администрации вуза в приобретении учебной мебели.

Литература:

1. Загидуллина Д.Ш., Рязанова Е.А. Физиолого-гигиеническая оценка использования гаджетов обучающимися, проживающими в крупных городах. Санитарный врач. 2023; 6: 353–358. doi: 10.33920/ med-08‑2306‑02

2. Рябова А.А., Степанова Т.А., Толмачев Д.А. Осведомленность студентов о нарушениях осанки и применения этих знаний на практике. Modern Science. 2019; 12 (4): 155–159.

3. Гатина Э.Р., Артемьева Л.Б. Нарушение осанки как катализатор снижения зрения у студентов. Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник статей международной научно-практической конференции, Уфа, 23 мая 2015 г / Ответственный редактор А.А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2015; 208–211.

4. Шубочкина Е.И., Блинова Е.Г., Иванов В.Ю., Айзятова М.В. Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении. Санитарный врач. 2023; 4: 233–241. doi: 10.33920/med-08‑2304‑04

5. Бушмакина К.В., Семенова Ю.В. Профилактика нарушения зрения студентов. Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации: материалы 53‑й ежегодной Всероссийской конференции студентов и молодых ученых, посвященной 90‑летию доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии естествознания Бышевского Анатолия Шулимовича, Тюмень, 27–28 марта 2019 г. Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2019; 160–161.

6. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю. Исследования качества жизни и условий жизнедеятельности подростков: критерии оценки, факторы риска здоровью, профилактическая составляющая. «Здоровье и качество жизни». Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. 10–15 сентября 2018 г. Иркутск; Байкальск: Иркутский научный центр хирургии и травматологии, 2018: 155–160.

7. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С.Н. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 4 (301): 36–41.

8. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97 (8): 756–761.

9. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошников Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 2 (25): 303–315.

10. Сетко А.Г., Тришина С.П., Кудисов С.А. Особенности условий обучения студентов медицинского вуза. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2016; 7 (280): 17–19.

11. Jaremków A, Markiewicz-Górka I, Pawlas K. Assessment of health condition as related to lifestyle among students in the examination period. Int J Occup Med Environ Health. 2020 Apr 30; 33 (3): 339–351. doi: 10.13075/ijomeh.1896.01563

12. Толмачев Д.А. Факторы формирования осанки и характеристика нарушений осанки у студентов медицинского вуза. Международный научный журнал «Синергия наук». 2018; 29: 748–753.

13. Гаврилова Ю.А., Исаханов А.Л., Ситников И.Г. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации образовательного процесса. Санитарный врач. 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/med-08‑2203‑02

14. Шестера А.А., Сабирова К.М., Кику П.Ф., Каерова Е.В. Гигиенические аспекты здоровья студентов младших курсов медицинского университета. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 3 (336): 18–24. doi: 10.35627/2219–5238/2021‑336‑3‑18‑24

15. Хаблова А.А., Бондарь Г.Н., Кику П.Ф., Туманова Н.С., Рассказова В. Н., Сухова А.В. Оценка состояния здоровья студентов-медиков. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 3 (64): 132–138. doi: 10.46563/0044-197X-2020‑64‑3‑132‑138

16. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Королик В.В., Аль-Сабунчи А.А. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 11 (308): 5–8. doi:10.35627/2219–5238/2018‑308‑11‑5‑8

17. Кожевникова О.А., Новикова А.С. Школьная мебель учебной аудитории образовательного учреждения. Евразийское научное объединение. 2019; 2 (48): 104–106.

18. Kumar B, Shah MAA, Kumari R, Kumar A, Kumar J, Tahir A. Depression, Anxiety, and Stress Among Finalyear Medical Students. Cureus. 2019 Mar 16; 11 (3): e4257. doi: 10.7759/cureus.4257

19. Abdelmoaty Goweda R, Hassan-Hussein A, Ali Alqahtani M, Janaini MM, Alzahrani AH, Sindy BM, Alharbi MM, Kalantan SA. Prevalence of sleep disorders among medical students of Umm Al-Qura University, Makkah, Kingdom of Saudi Arabia. J Public Health Res. 2021 Jan 25; 9 (Suppl 1): 2020. doi: 10.4081/jphr.2020.1921

20. Боровиков В.П. Популярное введение в современный анализ данных в системе STATISTICA. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия — Телеком, 2014; 288 с.

21. Ланг Т.А., Сесик М. Как описывать статистику в медицине: руководство для авторов, редакторов и рецензентов / пер. с англ. под ред. В.П. Леонова. М.: Практическая медицина, 2016; 480 с.

22. Мамаев М.Э., Кучкин Н.О., Решетова С.В. Гигиеническая оценка рабочей позы студентов. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, 90‑летию УГМУ и 100‑летию медицинского образования на Урале. 09–10 апреля 2020 г. Екатеринбург, 2020: 608–612.

23. Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С., Сайфутдинова А.Х. Научное обоснование подбора учебной мебели для аудиторий медицинского вуза. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 4: 35–37.

Как известно, учебная мебель является неотъемлемым компонентом образовательной среды студентов. Рационально подобранная учебная мебель способствует выработке правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, а также профилактике нарушения зрения [1–5]. В ряде исследований доказано, что за период обучения в вузе, в том числе медицинском, происходит ухудшение здоровья студентов [6–11]. Уже среди абитуриентов отмечается высокий удельный вес хронических заболеваний, в частности нарушения осанки и костно-мышечной системы. Как известно, развитие нарушений осанки прогрессирует на протяжении обучения в вузе, поскольку полное формирование костно-мышечной системы происходит лишь к 20–25 годам [12], а основными факторами риска являются распространенные среди учащейся молодежи длительное пребывание в позе сидя, нерациональный подбор мебели, большие учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения режима дня [13–19].

Гигиенические регламенты к организациям высшего образования впервые появились только в 2020 г. (п. 2.4.3 СП 2.4.3648– 20). Однако обеспечение студентов мебелью в соответствии с их ростом на практике встречает определенные трудности, связанные в том числе с отсутствием методических указаний в этой сфере. В большинстве случаев аудитории вузов должны быть оборудованы учебной мебелью заранее, до начала учебного года и в отсутствие сведений о росте студентов. Требуется хотя бы примерное укомплектование учебной мебели, в чем состоит большая практическая значимость настоящего исследования, на наш взгляд.

В связи с этим возникает необходимость научного обоснования решения вопросов обеспечения студентов учебной мебелью в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями, а также приобретения мебели для аудиторий вузов.

Цель исследования: гигиеническое обоснование подбора учебной мебели для аудиторий вуза с учетом роста студентов.

В работе использовались антропометрические, социологические, гигиенические и статистические методы исследования.

Для Цитирования:
Васьковская Юлия Сергеевна, Гудинова Жанна Владимировна, Жернакова Галина Николаевна, Шредер Анна Юрьевна, Завьялова Анна Владимировна, Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: