Как известно, учебная мебель является неотъемлемым компонентом образовательной среды студентов. Рационально подобранная учебная мебель способствует выработке правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, а также профилактике нарушения зрения [1–5]. В ряде исследований доказано, что за период обучения в вузе, в том числе медицинском, происходит ухудшение здоровья студентов [6–11]. Уже среди абитуриентов отмечается высокий удельный вес хронических заболеваний, в частности нарушения осанки и костно-мышечной системы. Как известно, развитие нарушений осанки прогрессирует на протяжении обучения в вузе, поскольку полное формирование костно-мышечной системы происходит лишь к 20–25 годам [12], а основными факторами риска являются распространенные среди учащейся молодежи длительное пребывание в позе сидя, нерациональный подбор мебели, большие учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения режима дня [13–19].
Гигиенические регламенты к организациям высшего образования впервые появились только в 2020 г. (п. 2.4.3 СП 2.4.3648– 20). Однако обеспечение студентов мебелью в соответствии с их ростом на практике встречает определенные трудности, связанные в том числе с отсутствием методических указаний в этой сфере. В большинстве случаев аудитории вузов должны быть оборудованы учебной мебелью заранее, до начала учебного года и в отсутствие сведений о росте студентов. Требуется хотя бы примерное укомплектование учебной мебели, в чем состоит большая практическая значимость настоящего исследования, на наш взгляд.
В связи с этим возникает необходимость научного обоснования решения вопросов обеспечения студентов учебной мебелью в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями, а также приобретения мебели для аудиторий вузов.
Цель исследования: гигиеническое обоснование подбора учебной мебели для аудиторий вуза с учетом роста студентов.
В работе использовались антропометрические, социологические, гигиенические и статистические методы исследования.