По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: [613.6+645.44]:378 DOI:10.33920/med-08-2401-04

Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью

Васьковская Юлия Сергеевна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: j.vaskovskaj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4172-6129
Гудинова Жанна Владимировна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: gud@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6869-6057
Жернакова Галина Николаевна канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: shanginagalina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-9802-0805
Шредер Анна Юрьевна канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: ashreder@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5674-4423
Завьялова Анна Владимировна ассистент кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, e-mail: anzav2016@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-3405-1298

Первостепенной задачей государственной политики является сохранение и повышение уровня здоровья молодежи, что требует соответствие гигиеническим регламентам образовательного процесса и образовательной среды, в том числе учебной мебелью. В настоящем исследовании обоснованы гигиенические рекомендации по подбору учебной мебели в вузе с учетом половой структуры студентов. В Омском государственном медицинском университете обучается 75 % девушек и 25 % юношей. Для обеспечения правильной рабочей позы двум третям (65 %) студентов необходима мебель № 5, 20 % студентам необходима мебель № 6, 11 % — мебель № 4, а 4 % студентов, рост которых выше 185 см, нуждаются в мебели № 7. Таким образом, требуется включение мебели № 7 в регламенты санитарных правил. Результаты проведенного исследования могут оказывать существенную помощь администрации вуза в приобретении учебной мебели.

Литература:

1. Загидуллина Д. Ш., Рязанова Е. А. Физиолого-гигиеническая оценка использования гаджетов обучающимися, проживающими в крупных городах. Санитарный врач. 2023; 6: 353–358. doi: 10.33920/med-08-2306-02

2. Рябова А. А., Степанова Т. А., Толмачев Д. А. Осведомленность студентов о нарушениях осанки и применения этих знаний на практике. Modern Science. 2019; 12 (4): 155–159.

3. Гатина Э. Р., Артемьева Л. Б. Нарушение осанки как катализатор снижения зрения у студентов. Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник статей международной научно-практической конференции, Уфа, 23 мая 2015 г / Ответственный редактор А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2015; 208–211.

4. Шубочкина Е. И., Блинова Е. Г., Иванов В. Ю., Айзятова М. В. Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении. Санитарный врач. 2023; 4: 233–241. doi: 10.33920/med-08-2304-04

5. Бушмакина К.В., Семенова Ю.В. Профилактика нарушения зрения студентов. Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации: материалы 53-й ежегодной Всероссийской конференции студентов и молодых ученых, посвященной 90-летию доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии естествознания Бышевского Анатолия Шулимовича, Тюмень, 27–28 марта 2019 г. Тюмень: РИЦ «Айвекс», 2019; 160–161.

6. Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Иванов В. Ю. Исследования качества жизни и условий жизнедеятельности подростков: критерии оценки, факторы риска здоровью, профилактическая составляющая. «Здоровье и качество жизни». Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. 10–15 сентября 2018 г. Иркутск; Байкальск: Иркутский научный центр хирургии и травматологии, 2018: 155–160.

7. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С.Н. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 4 (301): 36–41.

8. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97 (8): 756–761.

9. Бердиев Р. М., Кирюшин В. А., Моталова Т. В., Мирошников Д. И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2017; 2 (25): 303–315.

10. Сетко А. Г., Тришина С. П., Кудисов С. А. Особенности условий обучения студентов медицинского вуза. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2016; 7 (280): 17–19.

11. Jaremków A, Markiewicz-Górka I, Pawlas K. Assessment of health condition as related to lifestyle among students in the examination period. Int J Occup Med Environ Health. 2020 Apr 30; 33 (3): 339–351. doi: 10.13075/ijomeh.1896.01563

12. Толмачев Д. А. Факторы формирования осанки и характеристика нарушений осанки у студентов медицинского вуза. Международный научный журнал «Синергия наук». 2018; 29: 748–753.

13. Гаврилова Ю. А., Исаханов А. Л., Ситников И. Г. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации образовательного процесса. Санитарный врач. 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/med-08-2203-02

14. Шестера А. А., Сабирова К. М., Кику П. Ф., Каерова Е. В. Гигиенические аспекты здоровья студентов младших курсов медицинского университета. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 3 (336): 18–24. doi: 10.35627/2219–5238/2021-336-3-18-24

15. Хаблова А. А., Бондарь Г. Н., Кику П. Ф., Туманова Н. С., Рассказова В. Н, Сухова А. В. Оценка состояния здоровья студентов-медиков. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 3 (64): 132–138. doi: 10.46563/0044-197X-2020-64-3-132-138

16. Милушкина О. Ю., Маркелова С. В., Скоблина Н. А., Татаринчик А. А., Федотов Д. М., Королик В. В., Аль-Сабунчи А. А. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 11 (308): 5–8. doi:10.35627/2219–5238/2018-308-11-5-8

17. Кожевникова О. А., Новикова А. С. Школьная мебель учебной аудитории образовательного учреждения. Евразийское научное объединение. 2019; 2 (48): 104–106.

18. Kumar B, Shah MAA, Kumari R, Kumar A, Kumar J, Tahir A. Depression, Anxiety, and Stress Among Finalyear Medical Students. Cureus. 2019 Mar 16; 11 (3): e4257. doi: 10.7759/cureus.4257

19. Abdelmoaty Goweda R, Hassan-Hussein A, Ali Alqahtani M, Janaini MM, Alzahrani AH, Sindy BM, Alharbi MM, Kalantan SA. Prevalence of sleep disorders among medical students of Umm Al-Qura University, Makkah, Kingdom of Saudi Arabia. J Public Health Res. 2021 Jan 25; 9 (Suppl 1): 2020. doi: 10.4081/jphr.2020.1921

20. Боровиков В. П. Популярное введение в современный анализ данных в системе STATISTICA. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия — Телеком, 2014; 288 с.

21. Ланг Т. А., Сесик М. Как описывать статистику в медицине: руководство для авторов, редакторов и рецензентов / пер. с англ. под ред. В. П. Леонова. М.: Практическая медицина, 2016; 480 с.

22. Мамаев М. Э., Кучкин Н.О., Решетова С. В. Гигиеническая оценка рабочей позы студентов. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 90-летию УГМУ и 100-летию медицинского образования на Урале. 09–10 апреля 2020 г. Екатеринбург, 2020: 608–612.

23. Гудинова Ж. В., Васьковская Ю. С., Сайфутдинова А. Х. Научное обоснование подбора учебной мебели для аудиторий медицинского вуза. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 4: 35–37.

1. Zagidullina D. SH., Ryazanova E. A. Physiological and hygienic assessment of the use of gadgets by students living in large cities. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023; 6: 353–358. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2306-02.

2. Ryabova A. A., Stepanova T. A., Tolmachev D. A. Students' awareness of postural disorders and application of this knowledge in practice. Modern Science. 2019; 12 (4): 155–159. (in Russian)

3. Gatina E. R., Artem'eva L. B. Poor posture as a catalyst for vision loss in students. Psychology and pedagogy: theoretical and practical view: collection of articles from the international scientific and practical conference, Ufa, May 23, 2015 / Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. — Ufa: Limited Liability Company «Aeterna», 2015; 208–211. (in Russian)

4. SHubochkina E. I., Blinova E. G., Ivanov V. YU., Ajzyatova M.V. Safety of the digital educational environment for the health of high school and university students during distance learning. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023; 4: 233–241. (in Russian), doi: 10.33920/med-08-2304-04.

5. Bushmakina K.V., Semenova YU.V. Prevention of visual impairment in students. Current problems of theoretical, experimental, clinical medicine and pharmacy: materials of the 53rd annual All-Russian conference of students and young scientists, dedicated to the 90th anniversary of Doctor of Medical Sciences, professor, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences Anatoly Shulimovich Byshevsky, Tyumen, March 27–28, 2019 of the year. — Tyumen: RIC «Ivex», 2019; 160–161. (in Russian)

6. Kuchma V. R., SHubochkina E. I., Ivanov V. YU. Research on the quality of life and living conditions of adolescents: evaluation criteria, health risk factors, preventive component. «Health and quality of life.» Materials of the III All-Russian Conference with international participation. September 10–15, 2018. Irkutsk-Baikalsk: Irkutsk Scientific Center for Surgery and Traumatology, 2018: 155–160. (in Russian)

7. ZHukova T. V., Gorbacheva N. A., Haragurgieva I. M., Belik S. N. Students' health as a prognostic model of the nation's health. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2018; 4 (301): 36–41. (in Russian)

8. Ushakov I. B., Melihova E. P., Libina I. I., Gubina O. I. Hygienic and psychophysiological features of the health formation of medical university students. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2018; 97 (8): 756–761. (in Russian)

9. Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikov D. I. The health status of medical students and its determining factors. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova (Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlova). 2017; 2 (25): 303–315. (in Russian)

10. Setko A. G., Trishina S. P., Kudisov S. A. Features of the learning conditions for medical university students. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2016; 7 (280): 17–19. (in Russian)

11. Jaremków A, Markiewicz-Górka I, Pawlas K. Assessment of health condition as related to lifestyle among students in the examination period. Int J Occup Med Environ Health. 2020 Apr 30;33 (3):339–351. doi: 10.13075/ijomeh.1896.01563.

12. Tolmachev D. A. Factors in the formation of posture and characteristics of postural disorders in medical university students. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Sinergiya nauk» (International scientific journal «Synergy of Sciences»). 2018; 29: 748–753. (in Russian)

13. Gavrilova YU.A., Isahanov A. L., Sitnikov I. G. Stress resistance of medical university students as an indicator of performance in conditions of hygienic organization of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 3: 190–196. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2203-02.

14. SHestera A. A., Sabirova K. M., Kiku P. F., Kaerova E.V. Hygienic aspects of the health of junior year medical university students. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2021; 3 (336): 18–24. (in Russian) doi: 10.35627/2219–5238/2021-336-3-18-24.

15. Hablova A. A., Bondar' G. N., Kiku P. F., Tumanova N. S., Rasskazova V. N, Suhova A.V. Assessment of the health status of medical students. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii (Healthcare of the Russian Federation). 2020; 3 (64): 132–138. (in Russian) doi: 10.46563/0044-197X-2020-64-3-132-138.

16. Milushkina O. YU., Markelova S.V., Skoblina N. A., Tatarinchik A. A., Fedotov D. M., Korolik V.V., Al'Sabunchi A. A. Features of the lifestyle of modern student youth. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2018; 11 (308): 5–8. (in Russian) doi:10.35627/2219– 5238/2018-308-11-5-8.

17. Kozhevnikova O. A., Novikova A. S. School furniture for the classroom of an educational institution. Evrazijskoe Nauchnoe Ob»edinenie (Eurasian Scientific Association). 2019; 2 (48): 104–106. (in Russian)

18. Kumar B, Shah MAA, Kumari R, Kumar A, Kumar J, Tahir A. Depression, Anxiety, and Stress Among Finalyear Medical Students. Cureus. 2019 Mar 16;11 (3):e4257, doi: 10.7759/cureus.4257.

19. Abdelmoaty Goweda R, Hassan-Hussein A, Ali Alqahtani M, Janaini MM, Alzahrani AH, Sindy BM, Alharbi MM, Kalantan SA. Prevalence of sleep disorders among medical students of Umm Al-Qura University, Makkah, Kingdom of Saudi Arabia. J Public Health Res. 2021 Jan 25;9 (Suppl 1):2020. doi: 10.4081/jphr.2020.1921.

20. Borovikov V. P. A popular introduction to modern data analysis in STATISTICA. Textbook for universities. M.: Hotline — Telecom, 2014. 288 с. (in Russian)

21. Lang T. A., Sesik M. How to describe statistics in medicine: a guide for authors, editors and reviewers / trans. from English Paul ed. V. P. Leonova. M.; Practical medicine, 2016. 480 с. (in Russian)

22. Mamaev M. E., Kuchkin N.O., Reshetova S.V. Hygienic assessment of students' working posture. Materials of the V International Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students, dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War, the 90th anniversary of USMU and the 100th anniversary of medical education in the Urals. April 09–10, 2020. Ekaterinburg: 2020; 608–612. (in Russian)

23. Gudinova ZH.V., Vas'kovskaya YU.S., Sajfutdinova A. H. Scientific justification for the selection of educational furniture for medical university classrooms. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya (Issues of school and university medicine and health). 2021; 4: 35–37. (in Russian)

Как известно, учебная мебель является неотъемлемым компонентом образовательной среды студентов. Рационально подобранная учебная мебель способствует выработке правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, а также профилактике нарушения зрения [1–5]. В ряде исследований доказано, что за период обучения в вузе, в том числе медицинском, происходит ухудшение здоровья студентов [6–11]. Уже среди абитуриентов отмечается высокий удельный вес хронических заболеваний, в частности нарушения осанки и костно-мышечной системы. Как известно, развитие нарушений осанки прогрессирует на протяжении обучения в вузе, поскольку полное формирование костно-мышечной системы происходит лишь к 20–25 годам [12], а основными факторами риска являются распространенные среди учащейся молодежи длительное пребывание в позе сидя, нерациональный подбор мебели, большие учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения режима дня [13–19].

Гигиенические регламенты к организациям высшего образования впервые появились только в 2020 г. (п. 2.4.3 СП 2.4.3648–20). Однако обеспечение студентов мебелью в соответствии с их ростом на практике встречает определенные трудности, связанные в том числе с отсутствием методических указаний в этой сфере. В большинстве случаев аудитории вузов должны быть оборудованы учебной мебелью заранее, до начала учебного года и в отсутствие сведений о росте студентов. Требуется хотя бы примерное укомплектование учебной мебели, в чем состоит большая практическая значимость настоящего исследования, на наш взгляд.

В связи с этим возникает необходимость научного обоснования решения вопросов обеспечения студентов учебной мебелью в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями, а также приобретения мебели для аудиторий вузов.

Цель исследования: гигиеническое обоснование подбора учебной мебели для аудиторий вуза с учетом роста студентов.

В работе использовались антропометрические, социологические, гигиенические и статистические методы исследования.

Для Цитирования:
Васьковская Юлия Сергеевна, Гудинова Жанна Владимировна, Жернакова Галина Николаевна, Шредер Анна Юрьевна, Завьялова Анна Владимировна, Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью. Санитарный врач. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: