Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом Северо-Западного региона России. Автотранспортная составляющая этого узла получила свое развитие в условиях преодоления проблем, связанных с историко-географической спецификой города. Застройка Санкт-Петербурга исторически складывалась и развивалась на основе прямоугольно-диагональной планировочной структуры, очерченной сетью крупных транспортных артерий, на которую нанизана сетка более мелких улиц и дорог, обеспечивающих автотранспортные коммуникации. В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается более трех тысяч улиц, проспектов и переулков, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения. Их общая протяженность в черте города превышает две тысячи километров. Средняя длина петербургских улиц составляет 1,2 км. Есть переулки длиной не более 50 м; есть магистрали протяженностью 20–25 км (Московское, Пулковское, Волхонское, Горское, Зеленогорское шоссе). К числу самых длинных городских магистралей относится Приморское шоссе (72 км). За последние 15–20 лет интенсивность движения по улично-дорожной сети Санкт-Петербурга возросла в два раза, а на ряде магистралей — в 3–4 раза. Современная автотранспортная сеть мегаполиса испытывает колоссальную нагрузку. Одной из причин этого стал непрерывный рост уровня автомобилизации городского населения (в 2010 г. оснащенность петербуржцев автомобилями составляла 290 ед. на 1 тыс. жителей, в 2016 г. этот показатель возрос в различных районах города от 320 до 330 ед. на 1 тыс. жителей). Современный парк легковых индивидуальных автомобилей в Санкт-Петербурге (при численности городского населения на 2016 г. 5 225 690 человек) насчитывает 1700 тыс. единиц, что составляет 90 % от общей численности автотранспортных средств, зарегистрированных в городе.
Увеличение селитебных территорий Санкт-Петербурга за счет освоения новых, удаленных от исторического центра территорий под застройку «спальных районов» привело к значительному росту дальности ежедневных поездок в центральные районы Санкт-Петербурга к местам труда и культурного досуга. В течение суток буднего дня по городской территории совершается около двух миллионов поездок на автомобильном транспорте, при этом в центральную планировочную зону города ежедневно въезжает более 350 тыс. автомобилей.