По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.644

Гигиеническая оценка воздействия автотранспортного шума на селитебную территорию Санкт-Петербурга за пять лет наблюдения (2012–2016 гг.) с анализом автотранспортных проблем и путей их решения

Светлана Адольфовна Быкова врач по коммунальной гигиене отдела коммунальной гигиены и гигиены градостроительства, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1, e-mail: fbuz.ogos@yandex.ru

Статья посвящена проблеме негативного воздействия шума автомобильного транспорта на условия проживания населения Санкт-Петербурга. Сделан анализ степени шумового загрязнения селитебной территории города, расположенной вблизи магистралей и улиц с интенсивным движением автотранспорта. Дана оценка динамики воздействия автотранспортного шума за 5-летний период наблюдений (2012–2016 гг.) по данным социально-гигиенического мониторинга и акустических измерений по жалобам населения. Сделаны выводы о причинах данной проблемы и путях ее решения с учетом гармонизации городской среды Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Литература:

1. Лим Т. Е. Оценка риска для здоровья населения транспортного шума на территории Санкт-Петербурга // Санитарный врач. — 2013. — № 8. — С. 11–14.

2. Молчанов Ю. Особенности организации дорожного движения в городах Российской Федерации (на примере г. Санкт-Петербурга) // Материалы международного конгресса «Дорожное движение Российской Федерации». Москва, 29.11.2016 г.

3. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». — М., 2010.

4. СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». — М., 1997.

5. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». — М., 1999.

6. Харлашкин С., Головин А. О реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015–2020 годы». — СПб., 2016.

Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом Северо-Западного региона России. Автотранспортная составляющая этого узла получила свое развитие в условиях преодоления проблем, связанных с историко-географической спецификой города. Застройка Санкт-Петербурга исторически складывалась и развивалась на основе прямоугольно-диагональной планировочной структуры, очерченной сетью крупных транспортных артерий, на которую нанизана сетка более мелких улиц и дорог, обеспечивающих автотранспортные коммуникации. В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается более трех тысяч улиц, проспектов и переулков, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения. Их общая протяженность в черте города превышает две тысячи километров. Средняя длина петербургских улиц составляет 1,2 км. Есть переулки длиной не более 50 м; есть магистрали протяженностью 20–25 км (Московское, Пулковское, Волхонское, Горское, Зеленогорское шоссе). К числу самых длинных городских магистралей относится Приморское шоссе (72 км). За последние 15–20 лет интенсивность движения по улично-дорожной сети Санкт-Петербурга возросла в два раза, а на ряде магистралей — в 3–4 раза. Современная автотранспортная сеть мегаполиса испытывает колоссальную нагрузку. Одной из причин этого стал непрерывный рост уровня автомобилизации городского населения (в 2010 г. оснащенность петербуржцев автомобилями составляла 290 ед. на 1 тыс. жителей, в 2016 г. этот показатель возрос в различных районах города от 320 до 330 ед. на 1 тыс. жителей). Современный парк легковых индивидуальных автомобилей в Санкт-Петербурге (при численности городского населения на 2016 г. 5 225 690 человек) насчитывает 1700 тыс. единиц, что составляет 90 % от общей численности автотранспортных средств, зарегистрированных в городе.

Увеличение селитебных территорий Санкт-Петербурга за счет освоения новых, удаленных от исторического центра территорий под застройку «спальных районов» привело к значительному росту дальности ежедневных поездок в центральные районы Санкт-Петербурга к местам труда и культурного досуга. В течение суток буднего дня по городской территории совершается около двух миллионов поездок на автомобильном транспорте, при этом в центральную планировочную зону города ежедневно въезжает более 350 тыс. автомобилей.

Для Цитирования:
Светлана Адольфовна Быкова, Гигиеническая оценка воздействия автотранспортного шума на селитебную территорию Санкт-Петербурга за пять лет наблюдения (2012–2016 гг.) с анализом автотранспортных проблем и путей их решения. Санитарный врач. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: