По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.956

Гигиеническая оценка влияния условий обучения и воспитания на здоровье обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования (обзор литературы)

Э. Г. Гималетдино Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, г. Уфа
Л. Б. Овсянникова ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Е. Г. Степанов Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, г. Уфа, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа

В настоящем обзоре проведен анализ работ, посвященных изучению влияния условий обучения и воспитания на здоровье обучающихся. Приведены результаты исследования показателей состояния здоровья обучающихся, проживающих в различных регионах Российской Федерации. Показана необходимость изучения состояния здоровья подростков, обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Литература:

1. Альбицкий В. Ю., Макеев Н. И. Здоровьесберегающее поведение подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — № 2. — С. 21–24.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей (новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях): руководство для врачей. — М., 2008.

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А. и др. Тенденции заболеваемости и состояния здоровья детского населения Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 6. — С. 4–9.

4. Безруких М. М. Здоровьесберегаю щая школа. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.

5. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2016. — № 1. — С. 54–120.

6. Гималетдинов Э. Г., Степанов Е. Г., Овсянникова Л. Б. Оценка влияния шума на условия проживания обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Санитарный врач. — 2016. — № 9. — С. 37–39.

7. Горбунова И. И., Шашлова Н. М. Кадровое обеспечение основа устойчивого развития сельских территорий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2009. — № 2–1. — С. 160–167.

8. Материалы к государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в российской федерации в 2015 году» по Республике Башкортостан. — Уфа, 2016. — 291 с.

9. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Башкортостан в 2014 году». — Уфа, 2015. — 249 с.

10. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Башкортостан в 2013 году». — Уфа, 2014. — 249 с.

11. Дочкина Н. Л. Нормативные аспекты здоровьесберегающей деятельности в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1 (13). — С. 45–50.

12. Ибрагимова Е. М., Шубочкина Е. И. Состояние здоровья и медикосоциальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки в колледжах // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2013. — № 4. — С. 22–26.

13. Казин Э. М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. — 106 с.

14. Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Иванов В. Ю. и др. Качество жизни и медико-социальные особенности российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2013. — № 3–1 (91). — С. 75–80.

15. Едренкина Н. М. Теоретические подходы формирования устойчивого развития сельских территорий // Вестник АГАУ. — 2015. — № 7 (129). — С. 169–176.

16. Невзоров А. А., Никитский Д. Н., Турчиев А. Г. Тактические аспекты организации профилактической помощи учащейся молодежи // Информационно-аналитический вестник: Социальные аспекты здоровья населения. — 2010. — № 14 (2). — С. 1–10.

17. Новик А. А., Ионова Т. И. Исследования качества жизни в медицине: учебное пособие для вузов. — М.: ГэотарМед, 2004. — 297 с.

18. Указ Президента РФ от 01.07.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

19. Паренкова И. А., Коколина В. Ф. Качество жизни в комплексной оценке состояния репродуктивного здоровья подростков // Педиатрия. — 2011. — Т. 90. — № 4. — С. 141–145.

20. Рапопорт И. К., Бирюкова Е. Г. Заболеваемость и проблемы медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 52–55.

21. Семенкова Т. Н. Состояние здоровья учащейся молодежи // Вестник КемГУ. — 2011. — № 2. — С. 90–97.

22. Челноков В. А. Жизненные ценности: социальные и профессиональные представления студентов ССУЗ // Казанский педагогический журнал. — 2005. — № 1. — С. 13–17.

23. Чуканова К. В., Кудрова Н. А. Перспективы развития экономики Тамбовской области в условиях реализации политики импортозамещения // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — № 7. — С. 155–160.

24. Чуланов В. К., Седова Н. Е., Ульянова Н. Н. Колледжи малого города как новая форма образовательного учреждения среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 1. — С. 5–10.

25. Шубочкина Е. И., Ибрагимова Е. М., Иванов В. Ю. Гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной профессиональной школы // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2012. — Т. III. — С. 550–552.

26. Елисеев Ю. Ю., Войтович А. А., Дубровина Е. А. и др. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра РАН. — 2014. — № 5–2. — С. 850–852.

27. Яковлева Т. В., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А. и др. Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 3. — С. 33–36.

28. Shubochkina E. I. To usage of life quality indicators in hygiene research / E. I. Shubochkina, E. M. Ibragimova, V. Yu. Ivanov et al. // Матер. 17-го съезда педиатров (Москва, 14–17 февраля 2013 г.). — М., 2013.

29. Ware J. E. SF-36 health survey. Manual and interpretation guide / J. E. Ware, K. K. Snow, M. Kosinski et al. — Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center, 1993.

30. Ware J. E. SF-36 physical and mental health summary scales: A User’s manual / J. E. Ware, M. Kosinski, S. D. Keller. — Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center, 1994.

Для России особое значение имеет устойчивое развитие сельских территорий, учитывая удельный вес сельской местности и особо острую социальноэкономическую ситуацию на селе.

В условиях продуктового эмбарго, введенного Россией в конце 2014 г. Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560, большинство регионов оказались в неоднозначной ситуации: с одной стороны, возникли проблемы с обеспечением сырьем и продуктами питания населения, а с другой — появились новые стимулы для развития собственного производства, прежде всего сельскохозяйственной продукции. В этих условиях аграрно-промышленные регионы получили дополнительные возможности для повышения национальной и региональной конкурентоспособности [23].

Развитие сельских территорий может быть обеспечено при соблюдении ряда принципов, в том числе при обеспечении конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, доступности качественного образования и других социальных услуг [15].

Базовые принципы политики импортозамещения в аграрной сфере закреплены в стратегических документах Российской Федерации. Инструментами регулирования агропродовольственной политики являются соответствующие государственные программы Российской Федерации [5].

Но развитие сельских территорий не может проходить успешно, если сельскохозяйственное производство не обеспеченно высококвалифицированными кадрами, поскольку социально-экономическое развитие села имеет прямую зависимость от промышленности и производства, находящегося на их территории [7]. Подготовка молодых квалифицированных рабочих кадров, соответствующих запросам современного рынка труда, является стратегической задачей для реализации поставленных задач экономического развития страны. Это влечет за собой возрастание требований к качеству подготовки кадров и определяет требования к состоянию здоровья будущих работников, их адаптивным возможностям, умению соотносить свои желания при выборе профессии возможностям и требованиям рынка. Начальное и среднее профессиональное образование вносит существенный вклад в реализацию молодежной политики государства [22, 27]. Отмечено, что в кадровой структуре разных отраслей экономики страны количество работников с начальным и средним профессиональным образованием составляет от 60 до 80 %, а в сфере обслуживания — 90 %. Причем более 90 % студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, а в малых городах 100 % студентов — это жители региона, на территории которого расположено образовательное учреждение. Поэтому подготовка не только образованных, но и физически и психически здоровых кадров актуальна и очень важна для местной экономики [24, 27]. Анализ показателей профессиональной заболеваемости по видам экономической деятельности отмечает высокий уровень профессиональной заболеваемости на предприятиях Республики Башкортостан, относящихся к разделу «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». В структуре нозологических форм профессиональных заболеваний на протяжении многих лет в республике на втором месте — профессиональные заболевания от воздействия физических факторов [8–10].

Для Цитирования:
Э. Г. Гималетдино, Л. Б. Овсянникова, Е. Г. Степанов, Гигиеническая оценка влияния условий обучения и воспитания на здоровье обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования (обзор литературы). Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: