Питание является одним из ведущих факторов, определяющих состояние здоровья ребенка и обеспечивающим его нормальный рост и развитие [1]. Питание тесно связано с обменом веществ, влияет на темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям [2]. Тенденция к росту числа детей школьного возраста с ожирением и избыточной массой тела вызывает настороженность и обуславливает необходимость разработки и внедрения мер противодействия, так как именно в этом возрасте формируются донозологические основы болезней сердечнососудистой системы, сахарного диабета 2 типа и других [3].
Воздействие факторов внутришкольной среды, высокие психоэмоциональные и умственные нагрузки оказывают непосредственное влияние на детский организм [4]. Особо уязвимыми являются учащиеся младших классов, так как именно в этот период происходит адаптация детского организма к учебным нагрузкам [5]. Школьникам младших классов рекомендуется принимать пищу не менее трех четырех раз в сутки, при этом основную ее часть в течение активного периода суток, последний прием пищи ‒ не менее, чем за два-три часа до сна.
Пищевое поведение школьников зависит от многих факторов, среди которых внутрисемейные и национальные традиции, материальный статус семьи, вкусовые предпочтения и общественные пищевые стереотипы окружающих, и другие факторы [6]. Оценка пищевых предпочтений и семейных стереотипов питания необходима для определения комплекса мероприятий по профилактике ожирения и коррекции нарушений пищевого поведения детей [7].
Проблема прогрессирующего увеличения количества детей школьного возраста с избыточной массой тела и ожирением актуальна и для Смоленска [8]. Ранее, в результате предпринятых нами исследований, было установлено, что школьные рационы питания обучающихся начального звена общеобразовательных учреждений г. Смоленска являлись дефицитными по нутриентному составу и калорийности, а фактическое питание младших школьников является нерациональным и недостаточно сбалансированным [9, 10]. В связи с этим особое значение представляют исследования, посвященные изучению состояния питания и пищевого поведения детей и его влияние на показатели здоровья детского населения.